Биолог Тимоти Хигхем (Timothy Higham) из Калифорнийского университета (США) и его коллеги использовали высокоскоростную съемку, чтобы построить трехмерную модель движений гремучей змеи во время атаки на грызунов. Ученые пришли к выводу, что успех охоты змеи во многом зависит от точности удара и способности жертвы вычислить присутствие хищника. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

Хигхема и его коллеги интересовали факторы, которые определяют успешность охоты гремучих змей в дикой природе. При помощи высокотехнологичных камер замедленной съемки ученые получили кадры охоты этих известных хищников на сумчатых крыс с разрешением 500 кадров в секунду.

Ученые пришли к выводу, что скорость нападения гремучих змей в естественной среде может значительно превышать аналогичные показатели, зафиксированные ранее в лабораторных условиях. Полученные результаты также показывают, что добрую службу сумчатым крысам кенгуру в борьбе за выживание зачастую оказывает способность к сохранению «упругой энергии» — когда мышца тянет сухожилие, а затем расслабляется, позволяя ему срабатывать подобно резинке из растянутой позиции. «Это эквивалентно выстрелу. Сумчатые крысы, вероятно, используют сухожилия в нижней части их ног — аналогичные нашим ахилловым сухожилиям — для хранения энергии и быстрого высвобождения, что позволяет им отпрыгнуть и быстро уйти от удара», — объяснил Тимоти Хигхем.

Для сбора данных, команда использовала радиопередатчики, имплантированные в тело змей. Они позволяли им узнать, где находится змея, вышедшая на охоту. Исследователи окружали ее съемочным оборудованием и ждали иногда всю ночь, пока к змее приблизится крыса.

Ученые планируют продолжить расширить свою работу, дополнив ее сведениями по другим видам гремучих змей и сумчатой крысы, чтобы исследовать различия между видами.

Читайте также на портале Научная Россия о том, как гремучие змеи выбирали яды и почему они трясут хвостами.

[Иллюстрация: Higham lab, UC Riverside]