Исследователи из Массачусетского технологического института Деб Рой (Deb Roy) и его супруга Рупал Пател (Rupal Patel) с небольшой группой коллег провели уникальное исследование процесса развития речи ребенка. Оказалось, что для понимания и последующего использования слова ребенку важнее всего особый контекст, место или обстоятельства, в которых взрослые его употребляют. Первые результаты группа опубликовала в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. О них рассказывает также издание Science News.

Чтобы получить «полевой» материал, ученые заранее, еще до родов, оборудовали свой дом множеством записывающей аппаратуры, и с момента рождения сына в 2005 году фиксировали, как он учился произносить слова. В результате получились 200 тысяч часов записей.

Ученые анализировали, в первую очередь, то, какие характеристики произносимых слов более всего способствуют тому, что ребенок начнет повторять их. К их удивлению, частота повторения того или иного слова не являлась основным фактором. А главным оказалось то, что ученые назвали различимостью слова. Это особенность, уникальность контекста, в котором звучит определенное слово — время, место, ситуация.

К примеру, слово «пинать» всегда произносится в ситуации, когда идет вполне характерная игра с мячом. А слово «завтрак» всегда произносится утром, когда все собираются за столом и едят. Именно такие слова ребенок начинает произносить первыми. В отличие от слов, которые произносятся в самых разных контекстах, особенно вспомогательные глаголы и служебные части речи (например, слова вроде have в составе формы перфектного времени, предлоги). «Различимость — это то, что помогает ребенку взломать код слова, понять, что оно означает», — отметил Рой.

Исследователи отмечают, что формально, конечно, нельзя делать глобальные выводы о развитии речи лишь на примере одного ребенка. Однако это очень важное исследование, поскольку оно по сути первое, проведенное в естественных, а не лабораторных условиях.