Трудно поверить, что нервные ткани могут сохраняться в течение сотен миллионов лет, однако сделанные недавно археологические находки подтвердили, что это возможно. На северном берегу Гренландии было обнаружено около 15 ископаемых останков древних беспозвоночных Kerygmachela kierkegaardi, предков современных членистоногих. В найденных образцах, возраст которых оценивается в 518 миллионов лет, глаза и мозг сохранились в достаточной степени, чтобы помочь учёным сделать новые выводы об эволюции нервной системы насекомых, пауков и ракообразных. Статья об открытии опубликована в журнале Nature Communications.

До этого момента учёные судили об устройстве головы древних членистоногих в основном по их очень отдалённым современным потомкам. К примеру, многие считали, что у них был мозг, состоящий из трёх частей, а глаза были очень примитивными. Сложные (состоящие из множества мелких глаз) органы зрения некоторых современных членистоногих, как предполагалось, развились из видоизменённой пары конечностей, которая переместилась в область головы и стала чувствительной к свету.

Однако исследование найденных ископаемых показало, что у Kerygmachela kierkegaardi был крошечный, несегментированный мозг. Несмотря на это, их органы зрения, скорее всего, были достаточно развиты для восприятия простейших изображений и напомнили исследователям маленькие простые глаза современных тихоходок и бархатных червей - беспозвоночных, близких к членистоногим. На основании этих данных, учёные предположили, что сложные органы зрения, встречающиеся у современных членистоногих, развились путём эволюции более простых глаз, а не конечностей, как предполагалось ранее.

[Иллюстрация: Rebecca Gelernter/Near Bird Studios, T.-Y. S. Park et al/Nature Communications]