Антропологи из Университета штата Луизиана (США) обнаружили следы древних соляных работ в Белизе, территорию которого раньше населяли майя. Находка дает представление о том, как древний народ на пике своей цивилизации более 1000 лет назад производил, хранил и продавал ценный минерал. Новые анализы каменных орудий, найденные на этом участке, показывают, что майя к тому же солили рыбу и мясо для собственных нужд и на продажу.

«Поскольку мы не обнаружили останков рыб или других костей животных во время осмотра и раскопок на морском дне, я была удивлена, что микроскопические маркировки на каменных орудиях показали, что большинство инструментов использовалось для выделки и чистки рыбы или мяса», – подчеркнула Хэзер МакКиллоп (Heather McKillop), ведущий автор исследования, профессор факультета географии и антропологии Университета штата Луизиана.

Участок, на котором были обнаружены орудия труда, – это площадь в восемь квадратных километров, окруженная мангровыми лесами, которые были «захоронены» в море из-за повышения уровня воды.

Мокрая мангровая почва, или торф, является кислой средой, в которой разлагаются кости, раковины и микроскопические окаменелости из карбоната кальция. Поэтому никаких останков рыб или костей животных ученые не обнаружили. Тем не менее, мангровый торф сохраняет древесину. Так, МакКиллоп и ее ученики обнаружили более 4000 деревянных столбов – части бывших зданий, которые использовали в качестве соляных кухонь, где соль выпаривали из соляных растворов в горшках над огнем.

Соль затвердевала – и получались солевые лепешки, которые потом использовали для соления рыбы и мяса. В таком состоянии товар долго хранился и его можно было перевозить на рынки в пределах региона. Майя, которые жили в 300-900 гг., возможно, путешествовали на лодке вдоль морского побережья и по рекам в города примерно в 15 милях от суши, предполагают ученые.

Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.

[Фото: EurekAlert]