На заседании президиума РАН обсудили безопасность атомной энергетики. С докладом на тему выступил научный руководитель Института проблем безопасности развития атомной энергетики РАН (ИБРАЭ РАН) академик Леонид Александрович Большов.

"В мире произошло 3 тяжелых аварии с плавлением топлива — в США, в СССР (Чернобыль) и в Японии. После Чернобыля в стране произошли важные изменения в области обеспечения безопасности. <...> Безопасность сегодня складывается из большого числа организационных и технических факторов. Первый из них — культура безопасности".

В рамках направления детерминированного исключения аварий, требующих эвакуации или отселения населения, ИБРАЭ отвечает за создание всего комплекса кодов нового поколения, необходимых для оптимизации конструкции и обоснования безопасности проектов. В разработке участвует ряд отраслевых, учебных, академических институтов. В качестве примеров спикер привел теплогидравлический код  «Гидра», который моделирует процессы в контурах ядерно-энергетических установок с самыми разными теплоносителями. Топливный код «Беркут» моделирует поведение разных типов топлива в реальных условиях нагрева и напряжения в реакторе. В настоящее время в рамках проектного направления «Прорыв» идет большая программа испытания нового смешанного нейтринного топлива в коммерческом реакторе на Белоярской АЭС. Все коды аттестованы в Ростехнадзоре.

«В работе с реальными инцидентами важно опираться на детальные верифицированные программные средства. В России – главным средством анализа тяжелых аварий является интегральный тяжелоаварийный код «Сократ», который мы разработали в широкой кооперации и совершенствуем более 20 лет. Это один из лучших кодов мира, что подтверждено в процессе ряда международных слепых тестов» - рассказал академик.

Леонид Александрович Большов отметил, что за счет разных федеральных и ведомственных программ за последние годы удалось создать территориальные системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования в 29 регионах.

Стратегия создания пункта глубинного захоронения высокоактивных радиоактивных отходов в России при участии ИБРАЭ утверждена гендиректором Росатома. Стратегия начинается с подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ). В исследовании участвует ряд институтов Академии. Только после реализации стратегического плана и исследований и при получении положительных результатов (больше 15 лет) будет подниматься решения о создании пункта.

"За прошедшие годы мнение общества относительно атомной энергетики существенно изменилось. В этом важно отметить роль ИБРАЭ РАН" - подчеркнул Президент РАН Александр Сергеев.