Используя данные космического телескопа «Хаббл» НАСА/ЕКА, астрономы обнаружили самый яркий квазар, который когда-либо был замечен учеными в ранней Вселенной, сообщается на официальной странице проекта «Хаббл». Свет, исходящий от объекта, начал свое путешествие, когда Вселенной было всего около миллиарда лет.

Квазары – чрезвычайно яркие ядра активных галактик. Мощное свечение квазара создается сверхмассивной черной дырой, которая окружена аккреционным диском. Газ, падающий к черной дыре, выделяет невероятное количество энергии, которое можно наблюдать на всех длинах волн.

Недавно обнаруженный квазар, который в каталоге обозначен как J043947.08 + 163415.7, не является исключением: по яркости ему были бы равны примерно 600 триллионов Солнц, а сверхмассивная черная дыра, которая питает его, в несколько сотен миллионов раз массивнее нашего Солнца.

Парадоксально, но квазар был обнаружен не благодаря своей яркости: «Хаббл» смог увидеть его только потому, что на его внешний вид сильно повлиял такой эффект, как гравитационное линзирование. Тусклая галактика, расположенная между квазаром и Землей, своим гравитационным полем изменила направление света, исходящего от квазара, и усилила этот свет, сделав его в 50 раз ярче. Если бы галактика-линза была не такой тусклой, эффект был бы незаметен. Тем более сложно его увидеть через земные телескопы. А вот космическому телескопу «Хаббл» с его острым зрением такая задача была по силам.

Квазары, подобные J043947.08 + 163415.7, существовали в период реионизации молодой Вселенной (550-800 миллионов лет после Большого взрыва), когда излучение от небесных тел заново нагрело водород, остывший через 400000 лет после Большого взрыва. Однако до сих пор точно не известно, какие объекты были источниками реионизирующих фотонов. Предполагается, что ими были квазары. Изучение недавно обнаруженного «гостя из прошлого» может помочь ответить на этот вопрос, отмечают астрофизики.

По этой причине команда собирает как можно больше данных о J043947.08 + 163415.7. В настоящее время исследователи изучают квазар с помощью Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории, который позволит определить химический состав и температуру межгалактического газа в ранней Вселенной. Команда также использует комплекс радиотелескопов Atacama Large Millimeter Array и надеется в будущем наблюдать квазар с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб», который должны запустить в 2021 году. С помощью этих инструментов ученые смогут заглянуть в окрестности сверхмассивной черной дыры и непосредственно измерять влияние ее гравитации на окружающий газ и звездообразование.

[Иллюстрация: CREDIT: ESA/HUBBLE, NASA, M. KORNMESSER]