Немецко-американо-британо-канадский коллектив астрофизиков во главе с Суи Анн Мао (Sui Ann Mao) из Института радиоастрономии им. Макса Планка в Бонне смогли измерить магнитное поле галактики, расположенной почти в восьми млрд световых лет от Земли. Статья об этом достижении, имеющем важное теоретическое значение, опубликована в журнале Nature Astronomy. Коротко ее пересказывает сайт Science Daily.

Авторы статьи изучали далекую галактику с помощью телескопа Национального научного фонда США «Сверхбольшая антенная решетка» (Very Large Array, VLA) имени Карла Янского. Прямо за галактикой, если смотреть с Земли, расположен квазар; гравитационная линза галактики поляризует исходящие от него радиоволны, в результате изображение квазара для нас распадается на два неодинаковых изображения. Их сравнительный анализ как раз и позволил астрофизикам изучить магнитное поле галактики.

Изображение: Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF; NASA, Hubble Heritage Team, (STScI/AURA), ESA, S. Beckwith (STScI).

«Разница [между изображениями] говорит нам о том, что галактика имеет широкомасштабное, когерентное магнитное поле, подобное тому, что мы видим в галактиках, расположенных ближе, то есть, в современной Вселенной», — рассказала Мао. Сходство наблюдается как в напряженности поля, так и в его линиях, закручивающихся по спирали.

Поскольку изучаемая галактика, как уже говорилось, находится от нас на расстоянии восьми млрд световых лет — иными словами, мы видим сейчас, какой она была, когда Вселенная была на треть моложе — это дает важную информацию о том, как магнитные поля галактик возникают и эволюционируют со временем.

«Результаты нашего исследования поддерживают гипотезу о том, что магнитное поле галактик создается благодаря динамо-эффекту, аналогично тому, как это происходит и в случае с Солнцем», — прокомментировала ведущий автор статьи.

При этом она, впрочем, оговорилась, что существуют и другие факторы, которые могут влиять на магнитные поля галактик. Чтобы более подробно разобраться в этом вопросе, потребуются дополнительные исследования. Теоретическое значение таких исследований огромно: магнитные поля играют огромную роль в формировании и эволюции самих галактик, включая и наш Млечный Путь.

Напомним, недавно в одной из самых далеких галактик астрономы нашли почти «голую» черную дыру, в другой — кислород, а в третьей разглядели полярное сияние.