Астрономы из университета Миннесоты в Дулуте и Музея естественных наук Северной Каролины (США) открыли галактику необычной формы, которая, похоже, рождалась в два приема. Статью об этом, опубликованную в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, пересказывает пресс-релиз Музея естественных наук Северной Каролины.

Галактика, о которой идет речь, называется PGC 1000714 и находится примерно в 359 млн световых годах от Земли. Ее эллиптическое красное ядро окружают два кольца: внутреннее, диффузное и тоже красное, и внешнее, голубое, более плотное.

Галактики, состоящие из ядра и не соединенного с ним внешнего кольца, называют галактиками Хога — в честь американского астронома, открывшего первую из них. Но обычно кольцо одно, так что PGC 1000714 представляет собой уникальный случай в и без того редком семействе: менее 0,1% всех наблюдаемых галактик относятся к типу Хога.

Интересно, что сначала астрономы заметили только ядро (возраст которого они оценили в 5,5 млрд лет) и внешнее кольцо (которому 0,13 млрд лет). Однако расчеты показали, что должно быть еще и внутреннее кольцо, разреженное — которое и было затем обнаружено на более подробных снимках.

Это открытие дало ученым пищу для интересных размышлений о механизмах возникновения и развития галактик. Их кольца — места, где из сталкивающихся друг с другом потоков газа образуются новые звезды. В данном случае их два, и под этим может скрываться сложная и интересная история.

«Разная окраска внешнего и внутреннего колец позволяет предположить, что галактика прошла через два периода формации», — объяснила аспирантка университета Миннесоты Бурчин Мутлу-Пакдил (Burcin Mutlu-Pakdil), ведущий автор этого исследования.

Возможно, причиной тому послужили какие-то внешние воздействия, а может и внутренние процессы, происходившие в PGC 1000714. Для того, чтобы выяснить это, потребуются дополнительные исследования.

Отметим, завершившийся 2016 году принес немало интересных астрономических открытий. Например, мы узнали о тусклой галактике, весящей, как наш Млечный путь, и о «галактике Франкенштейна», которая, похоже, «слеплена» из разнородных частей.