Группа ученых из Принстонского университета (США) во главе с эволюционным биологом Мэри Стоддард (Mary Stoddard) установили, от чего зависит форма яиц у разных видов птиц — и зависимость эта оказалась достаточно неожиданной. Статью по результатам этого исследования, опубликованную в журнале Science, коротко пересказывает сайт этого журнала.

В своей работе Стоддард использовала онлайн-библиотеку фотографий яиц 1400 видов птиц, составленную Музеем зоологии позвоночных в Беркли (США). Изображения из этой коллекции позволяют полностью анализировать длину, ширину и форму яиц. Для проведения такого анализ Стоддард с коллегами написали специальную компьютерную программу, которую они назвали Eggxtractor (игра слов от «яйцо» и «экстрактор»).

Полученные результаты авторы наложили на эволюционное «родословное древо» 1000 видов птиц. Оказалось, что каждая группа птиц выработала свою собственную неповторимую форму яиц. Каждая в той или иной степени отличается от идеальной сферической по двум ключевым параметрам: удлиненностью и заостренностью.

Оказалось, что эти два параметра не зависят от формы и расположения гнезда, а также от количества птенцов в выводке, как ученые предполагали ранее. Зато обнаружилась неожиданная связь с образом жизни птицы, а именно с тем, хорошо или плохо она летает. Хорошие летуны (например, бекасы и кайры) в целом имеют яйца более удлиненной и заостренной формы, в то время как у летающих мало (как питты или трогоны) или вообще нелетающих она скорее сферическая.

Объяснит это с точки зрения биофизики несложно. Форма яйца зависит в основном не от скорлупы, а от лежащей под ним мембраны, которая, в свою очередь, испытывает давление развивающегося внутри птенца. Фома тела птенца похожа на таковую у взрослой птицы. В то же время, хорошие летуны имеют удлиненное тело с хрупким, легким скелетом и узкий таз — поэтому, чтобы проходить через него, яйцо должно быть также удлиненным и сужающимся. У плохих летунов все эти ограничения отсутствуют, и их яйца могут быть ближе к простой сферической форме.

Мартин Сандер (Martin Sander), палеонтолог из Боннского университета (Германия), выразил восхищение хорошей работой американских коллег. «Вы можете взять это исследование, взглянуть на яйцо и сразу же получить некоторую общую информацию [о птице]», — прокомментировал он.

Портал «Научная Россия» уже писал об интересных открытиях, связанных с птичьими яйцами. Например, о том, почему яйца тинаму так ярко блестят, или как наночастицы в скорлупе яиц австралийской индейки защищают их от микробов.