Международная группа исследователей во главе с учеными из Университета Макмастера (Канада) раскопала в Греции новые доказательства того, что греческий остров Наксос в Эгейском море был заселен неандертальцами и другими видами древних людей, по крайней мере, 200 000 лет назад, то есть на десятки тысяч лет раньше, чем считали ученые, передает портал EurekAlert!.

Исследователи нашли свидетельства человеческой деятельности, охватывающей почти 200 000 лет в Стелиде, доисторическом карьере на северо-западном побережье Наксоса. Здесь сапиенсы, неандертальцы и более древние виды людей использовали местный камень – кремнистый сланец, – чтобы делать свои орудия труда и охотничье оружие. Раскопки на острове длились с 2013 года в рамках археологического проекта Stelida Naxos.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Science Advances, ставят под сомнение современные представления о передвижении древних людей в регионе, который долгое время считался недоступным и непригодным для жизни ни для кого, кроме человека разумного. Новые данные побуждают исследователей пересматривать маршруты, по которым перемещались наши предки, когда они вышли из Африки в Европу, и демонстрирует способность древних людей адаптироваться к новым условиям.

Известно, что охотники-собиратели каменного века жили на материковой части Европы более миллиона лет, а вот средиземноморские острова долгое время пустовали. Считалось, что они были заселены всего 9000 лет назад первыми земледельцами. Идея заключалась в том, что только современные люди – Homo Sapiens – могли построить морские суда, чтобы переправиться на острова.

Ученые полагали, что Эгейское море, отделяющее западную Анатолию (современная Турция) от континентальной Греции, было поэтому непроходимым для неандертальцев и более ранних представителей рода Homo, причем единственный очевидный путь в и из Европы проходил через сухопутный мост Фракии (юго-восточные Балканы).

Авторы новой работы предполагают, что бассейн Эгейского моря был доступен гораздо раньше, чем предполагалось. В определенные периоды ледникового периода море было намного ниже и обнажало сухопутный маршрут между континентами, который позволил бы ранним доисторическим группам населения дойти до острова Наксоса. Другой возможный сценарий: неандертальцы тоже могли создать примитивные морские суда, на которых могли преодолевать короткие расстояния.

Исследователи полагают, что средиземноморский район был бы привлекательным для ранних людей из-за обилия сырья, идеального для изготовления инструментов, и пресной воды. Конечно, как только донеандертальские популяции ступили на земли этого региона, они столкнулись бы с новой и сложной средой, с различными животными, растениями и болезнями, требующими новых стратегий адаптации.

[Фото: EVAGGELOS TZOUMENEKAS]