Держа своего любимого человека за руку, можно синхронизировать ваши мозговые волны и облегчить боль. К такому выводу пришли ученые из университета Колорадо в Боулдере (США) и университета Хайфы (Израиль), под руководством постдока Павла Голдштейна (Pavel Goldstein). Статью об их совместном исследовании, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, переcказывает сайт Science News.

Ученые задействовали в экспериментах 22 гетеросексуальных пары в возрасте от 22 до 32 лет, которые находились в отношениях минимум один год. С обоих партнёров снимали энцефалограммы в тех случаях: когда они сидели в разных комнатах; когда они сидели рядом, но не держались за руки; наконец, когда держались. Во второй серии экспериментов у женщин вызывали термически несильную боль в руке.

Оказалось, что даже сидение рядом уже в некоторой степени синхронизирует альфа- и мю-ритмы головного мозга партнеров. Когда они держатся за руки, этот эффект усиливается. Что же касается боли, то она, при отсутствии физического контакта, ослабляет синхронизацию. Зато если мужчина берет женщину за руку, ее боль ослабевает.

В основе этого механизма, предположили авторы статьи, лежит эмпатия. Когда человек ощущает понимание и сочувствие, в его мозге синтезируются вещества, ослабляющие боль (что уже было доказано другими учеными ранее).

Исследование американо-израильского коллектива не охватывало гомосексуальные пары или людей, состоящих в каких-либо других близких отношениях. Однако недооценивать значение физических контактов не стоит, подчеркнул Голдштейн:

«В современном мире придумано множество способов общения на расстоянии, и мы стали меньше взаимодействовать друг с другом физически. Наша статья показывает силу и важность человеческого прикосновения».

Ранее мы писали о том, что эмпатию ослабевают пониженный уровень гормона окситоцина, а также анальгетики.