Нейробиологи из Уинсли колледжа и Массачусетского технологического института в США изучили феномен #thedress, который взорвал англоязычный интернет в феврале 2015 года. Речь идет о восприятии на фотографии цвета платья в полоску. Мнения участников дискуссии по поводу цвета платья тогда кардинально разделились, и ученые, проведя опыты, доказали, что причина — в шаблонах освещения, которые предлагает наш мозг. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Current Biology, а ее краткое содержание излагает Science News.

В феврале соцсети облетело фото платья в полоску, в котором невеста должна быть на свадьбе. Люди увлеченно спорили, какого цвета платье: голубое с черным или голубое с золотым. Пост вызвал много откликов и его опубликовал BuzzFeed. За несколько дней статья набрала более 37 млн просмотров. О платье написали СМИ, а самые серьезные из них даже взяли комментарии ученых. Среди опрошенных были и нейрофизиолог Бевил Конвей (Bevil Conway) из Уинсли колледжа. Он сказал, что в основе различных мнений — прошлый опыт людей. Если они когда-то запомнили платье в полоску определенного цвета, то им теперь такой цвет и чудится.

Тогда он считал, что суета вокруг цвета платья вызвана нетерпимостью людей. Если кто-то высказывает альтернативную точку зрения на счет цвета платья, то ему надо обязательно доказать, что оппонент не прав. По мнению Конвея, эта история не стоила и выеденного яйца. Но потом он передумал и провел небольшое исследование, в котором исследовал явление восприятия цвета платья. И сделал открытие, которое по его словам, станет одним из важнейших открытий в области изучения цветного зрения за последние десять лет.

Ученые показывали людям в лаборатории фотографию платья в полоску и просили сравнить цвет с образцами. Они опросили около 1400 человек и обнаружили, что 45% подопытных из тех, кто раньше видел фото в новостях или соцсетях, изменили свою точку зрения на цвет платья. 57% участников опыта описали платье, как голубое с черными полосками, а 30% увидели его, как белое с золотым (среди них преобладают женщины и люди преклонного возраста), 11% — как голубое с коричневым и 2% увидели другие комбинации цветов.

Влияние возраста ученые объяснили тем, что молодые люди как «ночные совы» по умолчанию воспринимают объекты в искусственном, более теплом, освещении. Бессознательно они видят фото платья так, как будто оно освещено и поэтому описывают его как голубое с черным. То есть включается фактор освещения по умолчанию, которое мозг человека ему подставляет. Но если людям показать увеличенное фото, чтобы они лучше разглядели материал платья, то большинство видит его как белое с золотым. А если уменьшить резкость фото, то — снова голубым с черным.