Сегодня, 14 марта, в 12.31 с космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель «Протон», на борту которой два аппарата миссии ExoMars-2016 — совместного проекта Европейского космического агентства и Роскосмоса (видео запуска см. ниже). В середине октября миссия достигнет Красной планеты и займется изучением атмосферы и поисками жизни, в частности следами органического газа — метана.

В советское время, в 1971 и 1973 годы, к Марсу отправляли две межпланетные станции, но обе миссии закончились неудачами. Один аппарат приземлился, но проработал всего несколько секунд, а второй пролетел мимо планеты. Следующая попытка состоялась в 1996 году, и снова неудача. Разрушился в атмосфере Земли в 2011 году и аппарат «Фобос-грунт», предназначенный для работ на спутнике Марса. И вот новая попытка. За ходом миссии ExoMars-2016, стартовавшей 14 марта с «Байконура» следит вся страна. На борту нашей ракеты-носителя находится орбитальный модуль Trace Gas Orbiter и демонстрационный посадочный модуль Schiaparelli («Скиапарелли»).

ExoMars задумали несколько лет назад в ЕКА, а в 2012 году, когда к проекту присоединился Роскосмос, миссия приобрела черты реальности. Изначально ученых манила загадка, связанная с появлением и исчезновением следов метана на Марсе. В 2003 году метан на Марсе обнаружили с Земли в заметном объеме, выбросы этого газа зафиксировал орбитальный комплекс Mars Express, временами находил метан и марсоход «Curiosity», работающий в кратере Гейла. Теперь метаном займется ExoMars-2016 и с орбиты, и с поверхности планеты.

Два года назад академик Лев Зеленый, директор Института космических исследований РАН, курирующий миссию ExoMars, в интервью порталу Научная Россия сказал, что наиболее очевидная рабочая гипотеза происхождения метана на Марсе — вулканическая активность. Все бы ничего, но только Марс фазу вулканической деятельности давно прошел, и откуда бы из его недр взяться метану, непонятно. Но тогда нельзя отбрасывать и другую гипотезу, что метан выделяется из-за гниения микроорганизмов. Задачи миссии, разумеется, шире поисков метана. Она будет искать и подповерхностные источники воды, и исследовать состав атмосферы.

Два из четырех инструментов на борту орбитального аппарата Trace Gas Orbiter сконструированы в Институте космических исследований РАН, сообщает сайт Роскосмоса, посвященный миссии. Комплекс из нескольких спектрографов АЦС (ACS — Atmospheric Chemistry Suite) будет картировать атмосферу Красной планеты на предмет редких газов, в том числе определять изотопный состав, а это основной отличительный признак газов биогенной природы от глубинных вулканических. (Подробнее см. нашу статью «Направление на Марс».) На орбите будет работать также российский нейтронный спектрометр ФРЕНД (FREND — Fine Resolution Epithermal Neutron Detector), который займется поисками водорода на поверхности. Это необходимо для выбора места посадки будущих марсианских миссий.

Посадочный модуль «Скиапарелли» создан в разведывательных целях, чтобы отработать технологию посадки на Марс научного ровера. Через два года начнется второй этап миссии ExoMars, и на планету доставят ровер «Пастер» с научным оборудованием на борту, с бурильной установкой. Посадочный модуль будет делать Роскосмос, а сборка ровера уже началась в мастерской в лаборатории Airbus Defence and Space в Стивенейдже (Великобритания). К концу 2017 года марсоход должен быть готов. А в 2018 год наша ракета-носитель «Протон-М» отправит его в Красной планете.