Новости науки на портале «Научная Россия»

Ощущение прикосновения мозг обрабатывает в два этапа

Оказалось, что за чувство осязания отвечают две части головного мозга.

Японские ученые выяснили, что сигнал, передаваемый нашим чувством осязания, проходит в два этапа с помощью двух частей коры головного мозга — сенсорной и двигательной. Об этом сообщается в журнале Neuron.

Ученые из японского института физико-химических исследований RIKEN во главе с доктором Масанори Мураяма (Masanori Murayama) изучали механизм, активизирующий чувство осязания у мышей. Казалось бы, все просто — мышь (как, впрочем, и человек) получает какой-то сигнал, который нейроны передают в мозг. Но неожиданно выяснилось, что сигнал этот передается в два этапа, и для того, чтобы одно из основных наших чувств работало, требуется включение двух частей головного мозга.

Ученые узнали это следующим образом: они прикасались к лапкам мышей и следили за тем, какие части мозга начинают действовать. Оказалось, что сначала сигнал от кожи передается сенсорной зоне коры головного мозга, но через тысячную долю секунды в мозгу у мыши возникает еще один сигнал. В этот момент он переходит от сенсорной к двигательной зоне коры головного мозга. Следовательно, для того, чтобы мышь ощутила прикосновение к ее лапке, потребовалось не только передать сигнал в мозг, но еще и скоординировать деятельность двух зон головной коры.

Доктор Мураяма предполагает, что такой «двухуровневый» механизм был создан природой для того, чтобы обеспечить правильную работу наших чувств даже в том случае, если существуют какие-то отвлечения. Применительно к человеку он привел пример, когда водитель держит руль машины и ощущает его прикосновение, хотя в это же время он сконцентрирован на дороге.

Доктор Мураяма предположил, что, возможно, подобные механизмы существуют и для других органов чувств и гарантируют их более точную работу.

двигательная зона коры головного мозга мозг осязание сенсорная зона коры головного мозга