Группа ученых под руководством Кентаро Терады (Kentaro Terada), планетолога из Осакского университета, Япония, и его коллеги, проанализировали результаты работы японского спутника Луны «Кагуя». А именно датчики спутника обнаружили на Луне кислород с Земли. Ученые предполагают, что этот кислород может предоставить сведения о древней атмосфере нашей планеты. Подробно о своей работе ученые рассказали в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Надежных сведений, позволяющих судить о ранней истории атмосферы и твердой поверхности Земли, очень мало, поскольку геологическая активность стерла детальные свидетельства. Уничтожены и детали «кадров», которые могли бы быть получены от метеоритов, состоящих из веществ, образовавшихся примерно в то же время, и от подобных веществ Земли.

Обнаружение земного кислорода на Луне открывает иной путь получения сведений об атмосфере Земли в первые два миллиарда лет ее существования. Луна непрерывно бомбардируется потоком заряженных частиц от Солнца — солнечным ветром. Однако примерно раз в месяц Луна на пять суток затеняется от этого ветра магнитосферой Земли — областью, где значительно ее магнитное поле. Во времена этих периодов открывается «окно» для прибытия к Луне более медленных ионов кислорода с Земли.

По мнению авторов, эти ионы переносились в течение геологического времени из внешних слоев атмосферы Земли и внедрялись в лунный реголит — рыхлый поверхностный слой лунного грунта. «Наша последняя находка — прямое свидетельство того, что эти ионы попали на Луну из земной атмосферы, а в лунном грунте они могут сохраняться миллиарды лет», — сказал Терада

Этот результат заинтересовал ученых, интересующихся переходным процессом, совпадающим с возникновением фотосинтеза в простых микробах — одной из самых ранних форм жизни на Земле. Около 2,45 млрд. лет назад в атмосфере Земли происходила перемена — таинственное быстрое обогащение ее кислородом, так называемое Великое Окисление. Могла ли часть образовавшегося в то время атмосферного кислорода сохраниться на Луне до наших дней? Если ученые сумеют собрать и проанализировать  пробы земного кислорода, захваченного лунным грунтом, это может помочь понять ход эволюции атмосферы Земли за миллиарды лет.

Кроме захваченного кислорода Луна может таить в себе и другую ценнейшую информацию об эволюционных процессах на древней Земле. В частности, Луна хранит богатую коллекцию обломочного материала с Земли, а этот обломочный материал может таить в себе еще более интригующие данные. Как сказал астробиолог Калеб Шарф (Caleb Scharf) из Колумбийского университета, «вполне возможно, что в земных метеоритах на поверхности Луны, могут находиться окаменелые организмы».

[Фотография: НАСА]