Джованни Монтана (Giovanni Montana) и Тим Спектор (Tim Spector), профессора из Королевского колледжа Лондона, Великобритания, исследовали, какие черты лица наследуются. Для этого они изучили трехмерные модели лиц почти 1000 британских женщин-близнецов. Оказалось, что гены предков в разной степени влияют на разные части лица — формы конца носа, области над и под губами, скулами и внутренним углом глаза определяются в основном наследованием, а какие-то сильно отличаются даже у однояйцевых близнецов. Свои результаты ученые подробно изложили в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Команда провела сканирование лиц близнецов с использованием 3D-камер и специально созданного статистического программного обеспечения для создания тысяч точек, которые были идеально выровнены по граням, а затем измерили кривые в каждой из этих точек.

Затем исследователи сравнили сходства между однояйцевыми близнецами, у которых одинаковые гены, и неидентичными близнецами, которые разделяют только половину генов. Определив, какие части лица являются наиболее похожими по форме в каждой паре идентичных близнецов, исследователи затем рассчитали вероятность того, что форма этой части лица определяется генетикой.

Эта вероятность — «наследуемость» — определяется количественно числом от 0 до 1, где большее число большую вероятность, что форма лица контролируется генами. Исследователи опубликовали «атласы», показывающие, как наследуются каждая часть формы лица, которую можно просмотреть в Интернете по адресу: http://heritabilitymaps.info.

«Идея, что наши гены контролируют наше лицо, самоочевидна, — сказал Джованни Монтана. — У многих из нас есть черты лица, которые явно перепроверяют наши родители, и однояйцевые близнецы часто неразличимы. Тем не менее, количественно определить, какие части лица в какой степени наследуются, пока сложно. Объединив трехмерные модели лица со статистическим алгоритмом, который измеряет локальные изменения формы, мы смогли создать подробные карты наследуемости частей лица. Эти карты помогут идентифицировать определенные гены, формирующие человеческое лицо, которые также могут быть связаны с болезнями, изменяющими морфологию лица».

Профессор Тим Спектор добавил, что «это исследование также показывает, что даже однояйцевые близнецы могут сильно различаться некоторыми чертами лица, но из-за того, что ключевые области контролирует генетика, мы воспринимаем их как "идентичные"».