Этот дефект мог стать для художника преимуществом, полагает нейробиолог из Лондонского университета. Результаты исследования опубликованы в журнале JAMA Ophthalmology.

Экзотропия, или расходящееся косоглазие, – форма косоглазия, при которой глаза слегка отлоняются наружу (а если к переносице – это эзотропия). Дефект возникает тогда, когда нарушается работа одной или более мышц, управляющими движением глаз. При нормальной работе мышц оба глаза точно направлены на один и тот же предмет: два его визуальных образа «накладываются» друг на друга – и мы видим одно объемное изображение. При косоглазии эта бинокулярность зрения теряется: если один глаз отклоняется в сторону – например, наружу, – объект, на который смотрит человек, раздваивается. Иногда мозг даже перестает анализировать обе полученные картинки и сосредотачивается на информации, полученной только от одного глаза. 

Нейробиолог Кристофер Тайлер (Christopher Tyler) из Лондонского городского университета (City University of London) считает, что у Леонардно да Винчи была экзотропия. Специалист изучил шесть произведений искусства итальянского художника – среди которых «Спаситель мира» (на фото) и  «Витрувианский человек», – полагая, что портретитст передал свои черты изображенным на картинах и на рисунке людям. У пяти из них (кроме «Витрувианского человека») нейробиолог зафиксировал смещение глаз – такое, которое характерно для экзотропии.

Так как отклонение было замечено не на всех работах, Тайлер сделал вывод, что у да Винчи, возможно, была прерывистая экзотропия, которая проявлялась только некоторое время и которую можно было контролировать. «Человек [с прерывистой экзотропией] может "выровнять" глаза и видеть в 3-D, но если они устали, теряют внимание, но один глаз может отклониться», – объясняет нейробиолог. 

Если да Винчи мог контролировать свою экзотропию, далее предполагает ученые, это было бы художественным преимуществом. «Работа художника заключается в том, чтобы рисовать на двумерной поверхности, – говорит он. –  Это может быть сложно, так как обычно мы видим мир объемным». Оба глаза должны сосредоточиться на одном и том же предмете для трехмерного видения. Многие художники закрывают один глаз при просмотре своих работ, чтобы легче представить детали в двухмерном пространстве. Но с прерывистой экзотропией да Винчи мог бы с лёгкостью переключиться с 3-D на 2-D и обратно.

[Фото: Science News]