Иан Боутл (Ian A. Boutle) из Британского метеорологического бюро и Натан Мэйн (Nathan J. Mayne) и его коллеги из Университета Эксетера, Великобритания, построила модель климата на Proxima b — экзопланете, обращающейся вокруг Проксима Центавра, ближайшей к нам звезды. Анализ показал, что существует значительный диапазон условий, при которых на ее поверхности может быть жидкая вода. Свои результаты они изложили в статье, выложенной на сайте arXiv.org.

Вопрос о существовании жизни в системе Проксима Центавра рассматривается все серьезнее, поскольку новые модели все чаще указывают на то, что ближайшая планета, подобная Земле, может быть пригодной для жизни. Исследователи впервые заинтересовались скалистым миром, теперь известным как Proxima b, после того как ученые обнаружили его на орбите Проксима Центавра, находящейся от нас на расстоянии всего лишь чуть более четырех световых лет — буквально за углом, в космических масштабах.

Пока известны только светимость звезды (1/600 от солнечной), масса планеты (1,3 раза тяжелее Земли) и длина ее орбиты (11,2 дня). Ранее было показано, что имеется ряд возможных составов ее атмосферы, при которых на поверхности Proxima b есть жидкая вода. Мэйн и его коллеги сформулировали более детальную модель, основанную на унифицированной модели, разработанную Метеорологическим бюро.

К сожалению, мы не имеем ни малейшего представления о том, из чего состоит атмосфера Proxima b. Поэтому исследователи попробовали использовать в качестве исходной такую же ​​атмосферу, как на Земле, а также более простую — состоящую в основном из азота с небольшим добавлением двуокиси углерода. Кроме того, они «поиграли» с параметрами орбиты, приняв ее как немного более эллиптическую, и светимостью звезды, уменьшив ее. Наблюдения пока не дают однозначного ответа насчет этих характеристик.

Далее, они рассмотрели возможности, что Proxima находится в положении приливного захвата, то есть что она всегда повернута к звезде одной стороной, или что планета совершает три оборота на каждые две орбиты. Моделирование показало, что диапазон условий, при которых там действительно есть жидкая вода, на самом деле еще шире.

Тот факт, что две очень разные модели настолько хорошо согласуются, «несколько примечателен», как написали авторы, — вот оно, знаменитое British understatement, — и придает уверенности в том, что, когда появятся дополнительные сведения о Proxima b и других экзопланетах, их прогнозы будут менее фантастическими и более основанными на фактах.

[Иллюстрация:ESO/M. Kornmesser]