По размеру эти планеты сопоставимы с Юпитером и Сатурном. К тому же, они находятся на экстремальном удалении друг от друга: планета на внешней орбите удалена от звезды на более чем в тысячу раз большее расстояние, чем ближайшая к звезде планета. Это вызывает интересные вопросы о том, как могла образоваться такая система, пишет портал EurekAlert.

Звезда, о которой идёт речь, – «младенец» по астрономическим меркам: ей всего два миллиона лет. Она окружена огромным диском из пыли и льда. На этом протопланетном диске формируются планеты, их спутники, а также астероиды и другие космические объекты.

Звезда CI Tau не первый раз удивляет астрофизиков: это самая молодая звезда, в системе который находится так называемый горячий Юпитер – массивная планета, которая вращается вокруг звезды очень близко к ней. Для сравнения: наш Юпитер находится на расстоянии 5 а. е. от Солнца, а типичный горячий Юпитер находится на расстоянии порядка 0,05 а. е. от звезды. Хотя горячие Юпитеры были первым типом экзопланеты, которую можно было обнаружить, их существование давно озадачило астрономов.

Группа исследователей, возглавляемая Кембриджским университетом, использовала комплекс радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter Array) для поиска планетарных «братьев и сестер» этого горячего Юпитера в системе молодой звезды. Полученное изображение выявило три «пробела» на диске, которые были, скорее всего, вызваны тремя другими планетами – газовыми гигантами, которые тоже вращались вокруг звезды. О своем открытии ученые сообщили в журнале The Astrophysical Journal Letters.

CI Tau удалена примерно на 500 световых лет от «яслей» галактики – области, где наиболее активно формируются звезды. Четыре планеты в ее системе сильно различаются по своим орбитам: ближайшая к звезде планета (горячий Юпитер) удалена от нее примерно так же, как Меркурий удален от Солнца. А самые дальние орбиты расположены на расстоянии более чем в три раза больше, чем орбита Нептуна. Две «внешние» планеты по массе сопоставимы с Сатурном, в то время как две «внутренние» приблизительно в один и в десять раз массивнее Юпитера.

Это открытие вызывает много вопросов для астрономов. Примерно 1% звезд может похвастаться горячими Юпитера в своей системе, но большинство из них в сотни раз старше звезды CI Tau. Как образовался горячий Юпитер и внешние две планеты – вопрос, на который сейчас у ученых нет ответа.

«Модели формирования планет основаны на тех типах планет, которые уже наблюдались, поэтому новые открытия не обязательно подходят для моделей, – отметила профессор Кэти Кларк (Cathie Clarke) из Кембриджского института астрономии. – Так, планеты с массой Сатурна формируются по такому сценарию: сначала образуется твердое ядро, а затем на него сверху "натягивается" слой газа, но на большом расстоянии от "родительской" звезды эти процессы проходят обычно очень медленно».

Сейчас ученые поставили себе задачу изучить эту загадочную систему, чтобы получить больше информации о свойствах диска и его планет. В то же время ALMA, скорее всего, увидит еще больше сюрпризов в других системах, изменив наше представление о том, как формируются планетные системы.

[Изображение: EurekAlert]