Команда ученых во главе с группой из Института астрономии им. Макса Планка в Гейдельберге (Германия) получила изображение планеты с помощью инструмента SPHERE на Очень Большом Телескопе (VLT) Европейской Южной Обсерватории (ESO). Снимок позволил зарегистрировать крайне редкое явление – формирование планеты в газо-пылевом диске молодой звезды, – сообщается в научном релизе на сайте обсерватории.

На снимке новорожденная планета, получившая название PDS 70b (а имя звезды – PDS 70), выделяется очень четко – она выглядит как яркая точка справа от темного центра изображения. «Младенец» расположен примерно в трех миллиардах километров от центральной звезды, что примерно равно расстоянию между Ураном и Солнцем. Анализ показывает, что PDS 70b – гигантская газовая планета с массой, в несколько раз превышающей массу Юпитера, самой крупной планеты Солнечной системы. А масса Юпитера, в свою очередь, примерно в 318 раз больше массы Земли.  Температура поверхности онбнаруженной планеты – около 1000 ° C, что делает ее намного горячее, чем любая планета в нашей собственной Солнечной системе.

Темная область в центре изображения возникла из-за использования коронографа, который блокирует ослепляющий свет «материнской» звезды и позволяет астрономам обнаруживать ее гораздо более слабый диск и планетарный спутник. Без этой маски слабый свет от планеты был бы полностью подавлен интенсивной яркостью PDS 70.

Однако даже с помощью коронографа не так-то просто получить изображение планеты, которую скрывает от нас свет очень яркой молодой звезды. Это становится выполнимым лишь благодаря возможностям приемника SPHERE, который специально предназначен для исследования экзопланет и дисков вокруг близлежащих звезд методом высококонтрастных изображений.

Инструмент SPHERE также позволил команде измерить яркость планеты PDS 70b на разных длинах волн. Ученые провели анализ спектра, который показал, что атмосфера планеты облачная.

Говоря о происхождении планеты, ученые отмечают, что планетный компонент системы PDS 70 сформировал вокруг звезды так называемый «переходный диск» — протопланетный диск с гигантской «дырой» в центре. Такие внутренние промежутки в протопланетных дисках наблюдаются уже несколько десятилетий, и уже давно предполагалось, что они образуются в результате взаимодействия дисков с протопланетами. Теперь это предположение подтвердилось.

Исследование представлено в двух работах, которые будут опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

[Фото: ESO]