26 февраля состоялось очередное заседание президиума Российской академии наук. Члены президиума обсуждили участие Российской академии наук в совершенствовании школьного образования в интересах формирования научного кадрового потенциала страны. 

Также рассматривались вопросы утверждения положения о Комитете РАН по системному анализу и его состава и положение дел с научными журналами Российской академии наук.

Портал "Научная Россия" ведет прямую трансляцию заседания президиума РАН.

10:05 мск Заседание президиума Российской академии наук открывается приветственным словом президента РАН Александра Сергеева. Он зачитывает повестку заседания и представляет ее членам президиума. 

10:10 мск Об участии РАН в совершенствовании школьного образования в
интересах формирования научного кадрового потенциала страны докладывает вице-президент РАН Алексей Хохлов.

10:12 мск Базовая школа РАН — школа, которая, согласно официальным рейтингам, показывает высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах. Она обладает значительным кадровым потенциалом, чтобы формировать у школьников исследовательский потенциал и стимулировать школьников заниматься наукой. 

Такие школы будут взаимодействовать с институтами РАН и ведущими университетами России. Школы будут выдавать рекомендации успешным школьникам для начала научной карьеры.

Первое направление деятельности базовых школ — повышение качества образования и его доступности. РАН предложит таким школам профильные учебные курсы и факультативы, курсы исследовательской направленности, индивидуальные консультации со стороны ведущих ученых, сетевые лектории. Главная задача школ — качественно готовить будущих ученых и деятелей науки.

Для пилотного проекта на основе федеральных рейтингов отобрано 110 школ муниципального подчинения из 32 субъектов РФ. 

Определены региональные координаторы для каждого из 32 регионов. РАН старалась отобрать именно таких кандидатов, которые стремились "вкладывать душу" в этот проект. Среди координаторов — академики и члены-корреспонденты РАН, доктора и кандидаты наук. 

Отделения РАН, региональные научные центры и представительства РАН, ведущие научные институты и высшие учебные заведения будут оказывать поддержку базовым школам РАН.

Планируемые эффекты от реализации проекта — повышение качества образования, обеспечение взаимосвязи учебной деятельности с ее обязательной практической составляющей, обеспечение притока молодых ученых в научные и образовательные организации, исследовательские центры нашей страны.

Базовые школы должны стать центрами дополнительного образования и внешкольной работы, сотрудничать с местными университетами, поддерживать научно-исследовательские проекты школьников.

Академики и члены-корреспонденты РАН будут выступать в школах с научно-популярными лекциями, проводить детские научные конкурсы.

В РАН подготовлены предложения, среди которых — новые подходы к организации экспертизы, критериям оценки, отбору экспертов. Предлагается перейти от оценки уже подготовленных изданий школьных учебников, как было раньше, к предварительной экспертизе авторских рукописей. Только после такой предварительной научной экспертизы планируется выпускать (или не выпускать) серию учебников.

Одна из задач сегодняшнего дня, по мнению РАН, — создание Фундаментального ядра содержания образования. РАН выражает готовность не только проводить экспертизу стандартов, но и участвовать в создании этих стандартов и их экспертизе.

В числе базовых школ РАН — в основном городские школы. Сельский школ в этом списке нет.

10:27 мск Президиум переходит к обсуждению представленного доклада.

10:36 мск Александр Сергеев представляет слово министру просвещения Российской Федерации Ольге Васильевой.

10:37 мск Обновление содержания учебников невозможно без общения с ведущими учеными России, уверена Васильева. Она отметила, что самые передовые сегодняшние учебники рассказывают о научных достижениях 25-летней давности. Необходимо значительное обновление учебников. Нужно, чтобы ученые рассказывали о последних достижениях науки не только в университетах, но и на страницах школьных учебников.

Содержание учебников должно быть актуально и соответствовать движению прогресса, отмечает Васильева. Важно усовершенствовать систему пересмотра и обновления учебников.

Для министерства просвещения очень важно, что РАН соглашается сотрудничать не только в вопросе экспертизы учебников, но и в вопросе совершенствования системы школьного образования в регионах.

По мнению Ольги Васильевой, также необходимо разделять рукописи учебников от издательств. Если это сделать, вопросов интересантов не будет. Но это необходимо сделать очень качественно и достойно.

11:15 мск Состоялся пресс-подход министра просвещения Ольги Васильевой и президента РАН Александра Сергеева. Прямая текстовая трансляция заседания президиума завершена.