Новости науки на портале «Научная Россия»

0 комментариев 1033

24 июля 1956 года Дубна получила статус города

Дубна – известный наукоград на севере Московской области

64 года назад – 24 июля 1956 года Дубна получила статус города. «Город физиков» - самый северный в Московской области - располагается в 125 км от Москвы на берегу Волги. По западным и северным окраинам города проходит граница Московской области с Тверской. Население – 74 985 тысяч человек.

Историки считают, что первое упоминание о Дубне в летописях датируется 1134 годом. Князь Юрий Долгорукий основал городок на границе ростово-суздальских и новгородских земель. Город упомянут первый раз в связи с тем, что его окрестности опустошил новгородский князь Всеволод. Однако некоторые историки эти утверждения отрицают.

а

Камень, посвящённый основанию Дубны. Фото - wikipedia.ru

Преображение небольшого подмосковного поселка в наукоград началось после окончания Великой Отечественной войны. В то время в Дубне начал создаваться секретный научно-исследовательский центр для изучения ядерных процессов. В 1947 году по инициативе группы физиков во главе с Игорем Курчатовым начинается создание крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц – синхроциклотрона. Одновременно с этим строится жилой поселок, который в 1954 году получил название – Дубно. Также в городе разворачивается широкая программа фундаментальных и прикладных исследований в области атомной энергетики.

26 марта 1956 года было подписано Соглашение 12-ти социалистических стран о создании в Дубне Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ). Это обуславливалось тем, что в правительстве понимали – только сплоченное международное сотрудничество может поспособствовать использованию атомной энергии в мирных целях. Основные направления, которые изучают ученые ОИЯИ – физика элементарных частиц, ядерная физика, изучение механизма действия на живые клетки ионизирующих излучений. В настоящий момент у исследователей есть все возможности для того, чтобы работать на уникальных установках и новом оборудовании.

24 июля 1956 года поселок Дубна получает статус города. А в 2001 году указом президента Российской Федерации Дубне присвоен статус наукограда. В 2005 году в Дубне была создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа. К развиваемым направлениям деятельности в ОЭЗ «Дубна» относятся ядерно-физические и нанотехнологии, информационные и медицинские технологии. В 2014 году в городе открылся нанотехнологический центр «Дубна».

Сейчас в городе функционируют три музея, открыты более 20-и библиотек, издается порядка восьми газет, работает местное телевидение и радио.

В Дубне появились уже целые династии ученых. В город приезжают лучшие физики страны и всего мира.

В городе открыты памятники ученым, которые внесли большой вклад в развитие наукограда – Николаю Боголюбову, Игорю Курчатову, Александру Березняку, Дмитрию Блохинцеву.

Фото - fotokto.ru