Жизнь замечательных ученых

Уильям Гершель

Фредерик Уильям Гершель.  Английский астроном. Первооткрыватель планеты Уран и спутников. Автор 24 симфоний

Фредерик Уильям Гершель. 15 ноября 1738 – 25 августа 1822. Английский астроном. Первооткрыватель планеты Уран и спутников. Автор 24 симфоний.

1. Его коллега и современник Пьер-Симон Лаплас сказал о Гершеле, что он раздвинул границы известного мира более чем вдвое. И это правда: астроном Уильям Гершель открыл в 1781 году Уран, орбита которого отстоит от Солнца примерно на 2,8 млрд. км, что вдвое больше, чем расстояние от Солнца до Сатурна, который в ту пору считался самой дальней планетой.

2. Скончавшийся  в 1822 году Гершель прожил без малого 84 год. Удивительное совпадение: первооткрыватель Урана прожил почти точно уранианский год.

3. Все знают Гершеля как астронома, открывшего Уран. Гораздо менее известны 24 написанные им симфонии, несколько концертов и 42 сонаты для разных музыкальных инструментов. Композитора Гершеля высоко ценили Моцарт, Гайдн и Бетховен.

4. Уильям Гершель сын музыканта и сам музыкант родился в немецком Ганновере. Был выписан как военный музыкант в Англию, там увлекся музыкальной теорией – и, как пушкинский Сальери, «поверял» гармонию алгеброй. Дальше дорожка была прямой математика – оптика – астрономия.

5. Денег у Гершеля не было, зато были тонкие и сильные пальцы – он сам ошлифовал необходимые линзы и зеркала. Вместе с сестрой  Каролиной – помощницей и впоследствии тоже известным астрономом, Уильям Гершель собственноручно отполировал тысячи зеркал и изготовил телескоп для себя и множество оптических приборов на продажу.

6. В 1780 году Гершеля был назначили директором оркестра Бата, так что можно сказать, что Уран открыл астроном-любитель.

7. 17 марта 1781 года в рабочем журнале Гершеля  появилась запись: «Я искал комету или туманную звезду, и оказалось, что это комета, поскольку она поменяла положение». Об этом он и известил Лондонское королевское общество несколько дней спустя. Уже другие астрономы установили и объяснили Гершелю, что он открыл не комету, а планету Уран.

8. Забавно, что планету Уран Гершель впервые наблюдал из сада своего дома в городе Бат в Великобритании. Название Бат переводят с английского «ванна», и потому шутники сравнивают Гершеля с Архимедом.

9. Гершель посвятил планету правящему королю Англии Георгу III. Имя не прижилось. Не прилипло к планете и имя Гершеля, предложенное французским астрономом Жозефом Лаландом. Восторжествовало предложение Иоганна Боде – назвать планету именем древнегреческого бога неба.

10. Инициатива Гершеля присвоить планете имя монарха не прошла незамеченной – он был назначен королевским астрономом. На выделенные из казны средства он построил самый крупный телескоп своего времени с фокусным расстоянием в 40 футов, то есть 12 метров и диаметром зеркала 49½ дюймов, или 126 см.

11. Помимо Урана, Гершель открыл два спутника Урана – Титанию и Оберон, два спутника Сатурна – Мимас и Энцелад, измерил период вращения Сатурна и его колец, предсказал открытие галактик, которые замечательно образно назвал «островными вселенными».

12. Уильям Гершель  впервые наметил общую форму Млечного пути, оценив его размеры. Ученый сделал вывод, что наша Галактика имеет форму диска, а Солнечная система  находится в составе Млечного Пути.

13. Гершель открыл существование физических двойных звёзд и составил три каталога двойных звёзд. Одна из главных заслуг замечательного астронома –  открытие более 2500 новых туманностей и звёздных скоплений.

14. В 1800 году Гершель провел изящнейший опыт: он разложил солнечный луч с помощью стеклянной призмы, а сразу за красной полосой видимого спектра положил термометр. Таким образом он выяснил, что температура повышается, то есть на термометр воздействует некое невидимое излучение. Так Гершель открыл инфракрасные лучи.

15. О Гершеле рассказывают немало любопытного. Утверждают, что наблюдения звездного неба Гершель ухитрялся проводить даже в во время концертов – в антрактах. Пишут, что знаменитый астроном иной раз шлифовал зеркала для телескопов по 16 часов в сутки, а сестра Каролина кормила его при этом с ложечки.

16. Открытие Урана настолько впечатлило немецкого химика Мартина Генриха Клапрота, что, открытый им восемью годами позже, в 1789 году новый химический элемент, Клапрот назвал ураном.

17. С 1786 года Гершель жил в Слау близ Лондона в поместье под названием «Обсерватория». Там и в самом деле располагалась обсерватория, да жаль, не сохранилась – в 1963 году здания поместья снесли.

18. В мая 1788 года Уильям Гершель женился на вдове Мэри Питт, что вызвало жестокую ревность его сестры Каролины. Сын Уильяма Гершеля,  Джон Фредерик Уильям Гершель стал уже астрономом-профессионалом: выпускник Кембриджа известен работами по астрономии, математике, а также экспериментами в области фотографии и изобретением самого термина «фотография».

19. На могиле Гершеля в церкви Святого Лаврентия в Слау написали: «Coelorum perrupit claustra», в переводе: «Он прорвался сквозь барьеры небес».

20. Дом в Бате, в котором был открыт Уран, сохранился и теперь в нем размещается Гершелевский музей астрономии.

уильям гершель