Официально:

Сёрен Обю Кьеркегор 5 мая 1813 – 11 ноября 1855. Датский  религиозный  философ  и писатель, отец экзистенциализма.

 

Неофициально:

 

1. «То, что я являюсь писателем, который безусловно окажет честь Дании, это твердо установлено…».  Кьеркегор  не ошибся. Сегодня его числят в десятке самых известных в мире датчан – наряду со сказочником Андерсеном, физиком Бором и датским принцем Гамлетом.

 

2. Датский философ считал, что творчество продлевает ему жизнь и в этом смысле сравнивал себя с Шахерезадой.

 

3. Сёрен Обю – самый младший из семи детей разбогатевшего торговца Микаэля Педерсена Кьеркегора, в прошлом бедного крестьянина. О матери известно только то, что она была прислугой в доме своего будущего мужа.

 

4. Юный Кьеркегор находился под сильным влиянием отца. На его жизни сказались религиозные метания Кьеркегора-старшего, который прошел длинный путь от богохульства до глубокой набожности и сумел привить сыну чувство своей вины за сделанные в молодости ошибки.

 

5. Шести лет Сёрен пошел учиться в школу. Осенью 1830 года по воле отца Кьеркегор стал студентом теологического факультета Копенгагенского университета.

 

6. Из королевской лейб-гвардии, куда зачисляли всех студентов, Кьеркегора немедленно уволили по причине слабого здоровья. Телесная немощь, впрочем, не препятствовала кутежам, походам в театр и попойкам – в молодости будущий религиозный философ не отличался слишком уж большим благочестием.

 

7. Кутежи и попойки быстро сменились разочарованием и депрессией, из которой Кьеркегора вывела любовь. Пятнадцатилетняя Регина Ольсен произвела на студента сильное впечатление, которое оказалось взаимным. Ни одна женщина не сыграла в истории западной философии такой роли, как Регина – настолько велико влияние этих отношений на образ мыслей и философию Кьеркегора.

 

8. Через три года Сёрен обручился с Региной, но немедленно усомнился в своей способности жить в браке. В 1841 году он расторг помолвку –  ради исполнения своей более высокой, как он считал, миссии. Свое жертвоприношение Кьеркегор позже сравнил с поступком благочестивого Авраама по отношению к Исааку, когда патриарх получил соответствующий призыв от Бога.

 

9. В наследство от отца Кьеркегору осталось более 30 тысяч риксдалеров в ценных бумагах, что позволило ему до конца жизни не думать о деньгах и оплачивать издание всех сочинений.

 

10. В год кончины отца Кьеркегор глубоко погрузился в изучение теологии и тремя годами позже, в 1841 году защитил диссертацию «О понятии иронии с постоянным обращением к Сократу».

 

11. Кьеркегор писал, что общечеловеческое может прекрасно уживаться с индивидуальными особенностями человека, не уничтожая его. При этом общечеловеческое Кьеркегор сравнил с огнем, а индивидуальные особенности – с неопалимой купиной.

 

12. Страх, который энциклопедии трактуют как эмоцию, Кьеркегор возвел в разряд философских понятий.

 

13. Среди полутора десятков томов его опубликованных сочинений принято выделять этико-эстетическую работу «Или-или» и классическую нравственно-философскую книгу «Страх и трепет». «О, после моей смерти одного «Страха и трепета» будет достаточно, чтобы сделать мое имя бессмертным», – написал Кьеркегор и оказался пророком.

 

14. Одним из самых важных в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования, впервые сформулированное  в работе «Или-или». Кьеркегор выделил три стадии человеческого существования, а именно эстетическую, этическую и религиозную. В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель, эстетик, этик, религиозный человек.

 

15. Сёрен Кьеркегор  хотел «очистить воздух», соскрести с христианства все иллюзии и всё лицемерие и найти путь назад к «христианству Нового Завета». В последние годы своей жизни он критиковал  церковные власти и то христианство, которое они официально проповедовали.

 

16. Помимо большого числа изданных сочинений существуют  еще множество записных книжек и дневники, которые Сёрен Кьеркегор вёл с 1833 года до 1855 года. Из них заинтересованный читатель почерпнет много интересного о жизни и творчестве философа.

 

17. Считается, что Кьеркегор чувствовал себя несчастным человеком. Список диагнозов, которые ставят ему современные исследователи, впечатляет: шизофрения, эпилепсия, эдипов комплекс, мазохизм, нарциссизм, бессознательный гомосексуализм и маниакально-депрессивный психоз.

 

18. Долгой жизни судьба Кьеркегору не уготовила. В 1855 он упал от нервного истощения на улице и через несколько недель скончался в больнице.

 

19. При жизни и сразу после кончины Кьеркегора его философские взгляды не пользовались популярностью. Широкую известность философия датского классика получила уже в XX веке, когда его книги перевели на немецкий язык и их прочли К. Ясперс, М. Хайдеггер, Л. Шестов, Г. Марсель и другие представители экзистенциализма – новой «философии существования», непосредственным предтечей которой стал считаться Кьеркегор.