Официально:

Рудольф Кристиан Карл Дизель. 18 марта 1858 – 29 сентября 1913. Немецкий  инженер и изобретатель. Создатель дизеля.

 

Неофициально:

1. Сегодня в баварском городе Аугсбурге есть японский сад камней. На лужайке в саду установлен барельеф, а памятная надпись гласит: «Бессмертен твой дух в землях Японии». Сад заложил в 1957 году японский бизнесмен, который выпускает двигатели внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Эти двигатели назвали именем их создателя – Рудольфа Дизеля.

 

 

2. Рассказывают, что однажды дождливым утром 1888 года молодой Рудольф Дизель, укрываясь от непогоды, случайно зашел в музей. Его внимание привлек изготовленный в 1833 году экспонат – зажигалка, по виду напоминавшая шприц со стеклянным цилиндром и поршнем. И молодого человека озарило.

 

3. Результатом  работы Дизеля стал патент под названием «Метод и аппарат для преобразования высокой температуры в работу», полученный 23 февраля 1893 года. Потом Дизель еще доработал свое изобретение, и человечество получило экономичный двигатель, работающий на топливе, которое гораздо дешевле бензина.

 

4. Будущий благодетель экономных автомобилистов родился в Париже, где его папа, иммигрант из Германии, владел небольшой переплетной мастерской. Франко-Прусская война прервала налаженную жизнь, и семья Дизеля вынуждена уехать в Лондон, а сына отправить в Аугсбург к дяде и тете.

 

5. Бездетный дядя-профессор с жаром принялся за воспитание племянника, в котором разглядел большие способности. И он не ошибся: Рудольф с отличием окончил реальное училище.

 

6. В 14 лет Рудольф написал родителям письмо о том, что хочет стать инженером. И начал воплощать мечту в жизнь: поступил в Техническую школу в Аугсбурге. Родители надеялись, что Рудольф быстро найдет работу, но талантливый молодой человек решил продолжать образование. Он не заблуждался на свой счет: Королевскую Баварскую Техническую высшую школу в Мюнхене Дизель  закончил с лучшими результатами за все время существования этого учебного заведения.

 

7. Отличному выпускнику быстро предложили работу. Его бывший учитель, мюнхенский профессор Карл фон Линде пригласил его в Париж в филиал свой фирмы по производству «ледяных», то есть холодильных машин. Год спустя  Дизель стал директором этого филиала.

 

8. Утверждают, что именно профессор Линде заинтересовал Дизеля  двигателями внутреннего сгорания. Десять лет Дизель бился над проблемой повышения КПД: создал десятки и сотни чертежей и расчетов, но двигатель абсорбционного типа на аммиаке превзойти по эффективности паровую машину не мог.

 

9. «В неустанной погоне за целью, в итоге бесконечных расчетов родилась наконец идея, наполнившая меня огромной радостью, –  нужно вместо аммиака взять сжатый горячий воздух, впрыснуть в него распыленное топливо и одновременно со сгоранием расширить его так, чтобы возможно больше тепла использовать для полезной работы», – писал счастливый изобретатель. «Моя идея,  – писал Дизель,  – настолько опережает все, что создано в данной области до сих пор, что можно смело сказать — я первый в этом новом и наиважнейшем разделе техники на нашем маленьком земном шарике! Я иду впереди лучших умов человечества по обе стороны океана!»

 

10. Ликование оказалось слегка преждевременным. Хотя изобретением Дизеля заинтересовались. Директор машиностроительного завода в Аугсбурге (ныне это прославленный MAN)  дал Рудольфу Дизелю возможность проверить и развить свои идеи, финансовое участие принял известный промышленник Крупп. Не сразу, но успех  пришел: первый работоспособный дизельный двигатель был запущен в 1897 году и сейчас экспонируется в  Немецком музее достижений естественных наук и техники в Мюнхене.

 

11. Дальше все тоже складывалось не слишком гладко: за первыми успехами вновь приходят неудачи, а за богатством – разорение. Двигатели первого поколения показали себя малопригодными для эксплуатации, а  судебные споры с клиентами и по поводу патентов довели Дизеля  до психиатрической клиники. Да и бизнесменом он оказался аховым, и в 1913 году оказался совсем на мели.

 

12. В тот роковой год 29 сентября он взошел в Антверпене на борт парохода «Дрезден», чтобы отправиться в Лондон на собрании компании, которая производила его моторы. На собрание он так и не попал: пальто и шляпа Дизеля были обнаружены на палубе, а его самого нигде обнаружить не удалось. Тело вроде бы нашли бельгийские рыбаки, но шторм помешал доставить его на берег. Вещи, взятые рыбаками, позже показали сыну Дизеля Евгению, и он опознал их как принадлежавшие отцу. 

 

13. В 1978 году Рудольфа Дизеля ввели в Зал автомобильной славы –  американский музей, основанный в 1939 году и посвящённый наиболее известным и влиятельным деятелям в области автомобилестроения.