Официально:

Роберт Бойль. 25 января 1627 года – 30 декабря 1691. Британский физик, химик и богослов. Сооснователь Лондонского Королевского общества. Автор одного из основных газовых законов. Коллега Мариотта.

1. По словам Фридриха Энгельса, именно Роберт Бойль превратил химию в настоящую научную дисциплину. Хотя нам он известен скорее как физик: кто же не знает одного из фундаментальных законов  физики – закона Бойля-Мариотта? На всякий случай напоминаем: при постоянной температуре и массе идеального газа произведение его давления и объема постоянно.

2. Седьмой сын Ричарда Бойля, графа Коркского появился на свет в городке Лисмор в графстве Уотерфорд. Страна, в которой находился городок, называлась тогда Королевством Ирландия. Но правил им английский монарх – в пору рождения Роберта Бойля им был Карл I.

3. Отпрыску старинной аристократической семьи полагалось учиться в Итонском колледже. После непродолжительного обучения дома, Роберта Бойля туда и отдали.

4. Потом отец забрал двенадцатилетнего Роберта из Итона и отправил продолжать образование в Европе –  сначала в Женеве, потом в Италии и Франции.

5. В соответствии с представлениями своего времени Роберт Бойль изучал юриспруденцию, философию, математику.

6. Едва шестнадцатилетним Бойль лишился отца, но получил значительное состояние. Он поселился в Ирландии в имении Столбридж и погрузился в изучение философии и религии. Он даже задумывался о служении церкви, но в результате химия с физикой взяли верх.

7. На собственные деньги обеспеченный Бойль оборудовал лабораторию сначала в своем имении, а потом и в Оксфорде и занялся экспериментами и их осмыслением.

8. Бойль экспериментировал с воздушным насосом – из этих экспериментов вышел тот самый прославленный закон, открытый им независимо от Эдма Мариотта и раньше аббата французского монастыря.

9. Бойль много экспериментировал с пустотой, которую он же придумал назвать вакуумом. Ученый обнаружил, что в вакууме гибнут мелкие животные, огонь гаснет, а дым опускается вниз, то есть так же подвержен влиянию силы тяжести, как и другие тела. Он показал, что при химических реакциях, к примеру, при гашении извести, а также при взаимном трении тел тепло выделяется и в вакууме.

10. На химию Роберт Бойль взглянул, говоря его собственными словами, не как врач, и не как алхимик, а как философ. Именно Бойль ввел в химию понятие «анализ» и первым пытался понять, что есть химический элемент.

11. Именно Роберт Бойль, помимо всего прочего, обнаружил, что настои многих растений способны изменять свой цвет под действием кислот и щелочей. Особенно хорошо действовало в этой роли вещество, добываемое из лишайника, которое назвали лакмусом.

12. Соединив настой дубильного орешка с солями железа, Бойль получил раствор черного цвета, который потом целый век использовали в качестве чернил.

13. Роберт Бойль получил белый фосфор, который долго потом называли фосфором Бойля.

14. В 1665 году Роберт Бойль стал почётным доктором физики Оксфордского университета. Он стоял у истоков Лондонского Королевского общества и в 1680 году даже был избран его президентом, но отказался вступить в должность.

15. Роберт Бойль много лет был одним из директоров Ост-Индской компании.

16. Ученый никогда не был женат. Весь свой капитал он завещал использовать на развитие науки в Англии. Особые средства Бойль оставил на проведение ежегодных научных чтений по физике и философии.

17. Роберт Бойль любил работать над несколькими проблемами одновременно. Обычно он подробно разъяснял помощникам, что им предстоит сделать за день, а затем  отправлялся в кабинет – диктовать секретарю философский трактат.

18. Похоронили Бойля в Вестминстерском аббатстве, там где упокоились выдающиеся люди Великобритании. Памятников Бойлю пока не поставили, а имя свое он обессмертил сам – в названии знаменитого закона.