Официально:

Плутарх. Ок. 46 – ок. 127. Древнегреческий философ и историк

 

Неофициально:

 

1. Философ и историк Плутарх носил имя, в переводе с древнегреческого означавшее «властитель богатства». Это вполне логично, особенно если под богатством понимать духовные ценности.

 

2. Плутарх на самом деле невероятно обогатил нас сведениями из современной ему и прежней античной жизни. Но прежде получил неплохое образование: выходец из богатой семьи, жившей в греческом городе Херонея, он учился в Афинах и Александрии, постигал физику, философию и естественные науки.

 

3. Известное влияние на философские взгляды Плутарха оказали перипатетики и стоики. Сам он причислял себя к платоникам, но на самом деле был скорее эклектиком. В философии его интересовало главным образом её практическое приложение.

 

4. В молодости Плутарх вместе с братом Ламприем и учителем Аммонием посетил Дельфы, где ещё сохранялся, хотя и пришел в упадок, культ Аполлона. Это путешествие оказало серьёзное влияние на жизнь, научную и литературную деятельность Плутарха.

 

5. Плутарх несколько раз бывал в Риме и даже читал там лекции по философии. В Риме он подружился с влиятельными людьми и даже получил римское гражданство и новое имя Луций Местрий Плутарх, хотя латынью тогда не владел и с учениками общался на греческом. Латынь он изучит на склоне лет.

 

6. Благодаря высокопоставленным римским друзьям  Плутарх стал самым влиятельным человеком своей провинции: император Траян запретил наместнику Ахеи проводить какие-либо мероприятия без предварительного согласования с Плутархом.

 

7. Плутарх много путешествовал, побывал в Спарте, Коринфе и других городах Греции, но жил, в основном, в родном городе: деятельно участвовал  в его управлении и вел своего рода философский кружок, некий филиал Афинской академии.

 

8. Плутарх всю жизнь очень много писал: причем все им написанное ныне принято делить на две части: биографии, или исторические труды, и все остальное, объединенное термином «Этика»,  – то есть философско-публицистические сочинения.

 

9. Из двухсот с лишним сочинений Плутарха, перечисленных в свое время его учениками, до нас дошло примерно сто – что очень много, учитывая толщу лет, отделяющую нас от Плутарха, жившего в I веке нашей эры, в одно время со Спартаком. Кстати сказать, о Спартаке мы знаем как раз от Плутарха: именно он описал восстание Спартака в биографии Марка Лициния Красса.

 

10. Биография римского полководца Красса – одна из множества сохранившихся биографий, объединенных Плутархом в так называемые «Сравнительные жизнеописания». Это особый жанр биографической прозы, придуманный Плутархом критики называют греко-римской борьбой репутаций, и это исключительно точно. Знаменитый российский ученый-филолог Сергей Аверинцев определил  «Сравнительные жизнеописания» как «философско-психологические этюды на материале политической истории».

 

11. Каждая биографическая «параллель» состоит из биографии греческого политика, биографии римского политика, которого Плутарху показалось уместным с ним сопоставить, и заключительного сравнения этих двух персон. Великого властителя Александра Македонского, например, Плутарх сравнивает с Юлией Цезарем, законодателя Ликурга с Нумой Помпилием, оратора Демосфена, разумеется, с Цицероном.

     

12. Наше знание античной истории, все наши сведения о великих людях Древней Греции и Древнего Рима почерпнуты, во многом, из трудов Плутарха. Он описал убийство Цезаря в Сенате, правда, о словах «И ты, Брут!» он не упоминает.

 

13. Плутарх рассказал о гордиевом узле и опроверг легенду о том, что Александр его разрубил. По словам Плутарха, узел был сделан из кизиловой коры, и Александру легко удалось разрешить задачу: он освободил ярмо, вынув из переднего конца дышла крюк – так называемый «гестор», которым закрепляется яремный ремень.

 

14. Именно из текстов Плутарха мы знаем, что спартанская женщина вручала сыну, идущему на войну, щит.

 

15. От Плутарха мы узнали слово «пират» в его теперешнем значении.

 

16. И о том, откуда пошел обычай не жениться в мае, нам тоже рассказывает Плутарх: у римлян апрель был посвящен Венере, а июнь – Юноне. По словам Плутарха, римляне старались жениться либо чуть раньше наступления мая, либо чуть позже его окончания, чтобы брак был освящен покровительством либо богини любви, либо богини брака.

 

17. В зрелых годах жизни Плутарх стал жрецом Храма Аполлона в Дельфах. Пытаясь вернуть святилищу и оракулу былое значение, он заслужил глубокое уважение  жителей окрестностей, и они воздвигли ему статую.

 

18. Труды и лекции сделали Плутарха знаменитостью в Римской империи, но он продолжал жить, где он родился, и принимал активное участие в местных делах. В своем доме он принимал гостей со всей империи и, сидя в  своем мраморном кресле, вел с ними серьезные разговоры. Слова остались: полемику записывали и публиковали. 78 эссе и других сохранившихся произведений известны нынче под общим названием «Моралии». Все ли моралии принадлежат перу Плутарха, наука пока не выяснила.

 

19. Если верить византийскому историку VIII – IX века Георгию Синкеллу, в конце жизни Плутарха император Адриан назначил его  прокуратором Ахеи.