Официально:

Пьер-Симон, маркиз де Лаплас. 23 марта 1749 – 5 марта 1827  французский  математик,  механик, физик и астроном.

1. В годы революции Пьер-Симон Лаплас был активным республиканцем, при Наполеоне – министром внутренних дел, а после реставрации Бурбонов он – роялист, маркиз и пэр Франции. Нам же Лаплас больше известен как выдающийся физик, математик и астроном.

2. Лапласа почитают как одного из величайших ученых всех времен. Иногда его называют французским Ньютоном. Он и сам, как уверяют, считал себя лучшим математиком своего времени во Франции.

3. Отец известного математика, нормандский крестьянин и мэр небольшого городка Бомон-ан-Ож сперва отправил его обучаться теологии, так как считал, что Пьеру суждено стать священником.

4. Из школы бенедиктинцев крестьянский сын вышел убежденным атеистом. Никаких политических принципов у него не было вообще. Теологический факультет университета в Кане только укрепил в его уверенности, что дело его жизни – математика.

5. Свою первую работу по математике Лаплас написал в 17 лет. Университетский профессор дал ему рекомендательное письмо к д'Аламберу, влиятельному ученому в парижских научных кругах.  Не сразу, но мэтр оценил таланты Лапласа и рекомендовал его преподавателем математики в Военной школе Парижа.

6. В Военной школе Лапласу довелось экзаменовать юного Бонапарта, и учитель и ученик сохранили теплые отношения на всю жизнь.

7. В 1773 году Лапласа избрали ассоциированным членом Французской Академии наук, еще через 12 лет – действительным членом.

8. Лаплас был назначен Наполеоном на пост министра внутренних дел,  но продержался на высоком посту лишь полтора месяца. Позже в мемуарах император писал:  «Лаплас не рассматривал ни одного вопроса под прямым углом зрения: он всюду искал тонкости,…  и, наконец, перенес дух "бесконечно малых" в администрацию».

9. В исторические анекдоты угодил реальный диалог ученого и императора:

– Вы написали такую огромную книгу о системе мира и ни разу не упомянули о его Творце!

– Сир, я не нуждался в этой гипотезе.

Позже ученые уточнили, что Лаплас считал гипотезой не самого Бога, а его вмешательство в определённом месте.

10. Совершенно без помощи Творца, а исключительно благодаря труду и таланту Пьер-Симон Лаплас разработал методы математической физики, продвинул линейную алгебру, фактически создал теорию вероятностей, известен как отец небесной механики.

11. Математикам хорошо знакомы оператор Лапласа, распределение Лапласа и метод Лапласа, теорема Лапласа и теорема Муавра–Лапласа, физикам известны число Лапласа и закон Био–Савара–Лапласа, астрономам – плоскость Лапласа. И всем без исключения известна метрическая система мер, введению которой способствовал великий ученый. Если б не Лаплас, маяться бы нам до сих пор с аршинами или дюймами.

12. Лаплас был приверженцем абсолютного детерминизма и полагал, что будущее и прошлое мира можно просчитать, зная в любой момент времени положение и скорость каждой частицы во Вселенной. Способный на такое сверхразум назвали демоном Лапласа. Более известный демон Максвелла, также занимающийся работой с физическими законами, появился только через полвека.

13. В работе «Изложение системы мира» Лаплас писал: «Если бы диаметр светящейся звезды с той же плотностью, что и Земля, в двести пятьдесят раз превосходил диаметр Солнца, то вследствие притяжения звезды ни один из испущенных ею лучей не смог бы дойти до нас; следовательно не исключено, что самые большие из светящихся тел по этой причине являются невидимыми». Считается, что с этих слов началась разработка теории черных дыр.

14. Современники иной раз упрекали Лапласа в высокомерии и числили среди его грехов пренебрежение к вопросам приоритета: в своих трудах ученый не всякий раз упоминал первооткрывателей. И все же мемуаристы упоминают о его готовности помогать молодым коллегам и доброжелательное к ним отношение.

15. В 1788 году 39-летний Лаплас женился на юной Мари-Анне- Шарлотте де Курти из хорошей семьи в Безансоне. Брак оказался счастливым, жена любила Лапласа, родила ему сына и дочь и создавала условия для занятий наукой.

16. Лаплас состоял членом шести академий наук и королевских обществ, в том числе Петербургской академии. Имя  Лапласа внесено в список величайших учёных Франции, размещённый на первом этаже Эйфелевой башни.