Официально:
Николай Егорович Жуковский. 5 (17) января 1847 – 17 марта 1921. Русский механик, создатель науки аэродинамики. Член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук.

 

Неофициально:
1. Этот один из самых известных отцов ни разу в жизни не воспользовался своим детищем. Он оставил нам новую отрасль науки, а имя – городу под  Москвой. Имя этого человека – Николай Егорович Жуковский. Он же – «Отец русской авиации», основоположник аэродинамики.

           

2. О вкладе Жуковского в науку лаконично сказал его ученик, академик Леонид Самуилович Лейбензон: «Нельзя сказать, что есть школа, созданная Николаем Егоровичем Жуковским; правильнее – есть много школ, много научных направлений, созданных гением Жуковского, гигантскому уму которого впервые после Галилея удалось объять грандиозную науку – механику во всей ее совокупности».

 

3. Научно-технический гений был потомственным инженером. Николай Жуковский  появился на свет при царе Николае Первом – в 1847 году в семье военного инженера-путейца в усадьбе Орехово недалеко от Владимира. Теперь там дом-музей ученого.

 

4. Идти по отцовским стопам, то есть учиться в столичном институте путей сообщения Жуковскому-младшему оказалось не по средствам. Он выбрал Московский университет, где плата за обучение была существенно ниже. Там  будущий великий ученый изучал физику и математику – науки, близкие инженерному делу.

 

5. В студенческую пору Николай Жуковский бедствовал: жил впроголодь, мерз зимой, вынужден был давать уроки, чтобы платить за учебу и помогать братьям, которые тоже учились в Москве.

 

6. После окончания университета в Москве, Жуковский попытался осуществить юношескую мечту и поступил-таки в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Но учебу пришлось оставить: здоровье, подорванное тяжелыми студенческими годами в Москве, еще ослабил сырой петербургский климат. Да и черчение оказалось студиозусу не по зубам.

 

7. Поправлять здоровье Николай Егорович отправился к родителям, в имение Орехово под Владимиром. Там он и решил сосредоточиться на науке. Так и вышло: всю жизнь Николай Егорович Жуковский занимался наукой и преподавал – в Московском Высшем Техническом училище и в альма-матер – Московском университете.

 

8. Для нас забавно, но это реалии времени: Николай Егорович двигался не только по научной стезе, но и по чиновничьей лестнице: в 1893 году он получил чин действительного статского советника. Годом позже профессора избрали членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук.

 

9. Студенты обожали Николая Егоровича – притягивал мощный гений.

 

10. Свою самую известную фразу отец авиации произнес в 1898 году на лекции «О воздухоплавании». Николай Егорович огорошил тогда слушателей: человек, оказывается, в семьдесят раз слабее не то, что орла, но даже воробья по отношению веса мускулов к весу тела. На что же тогда надеяться? А вот на что: «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».

 

11. Опираясь на силу своего разума, Жуковский дал человечеству теоретические основы аэродинамики. Именно на его работах стоит современная авиационная наука.

 

12. В 1902 года под его руководством в Московском университете началось строительство первой отечественной аэродинамической трубы – установки для экспериментального изучения явлений, возникающих при обтекании самолетов воздухом. За недостатком места трубу длиной около семи метров смонтировали прямо в вестибюле. Вместе с добровольными помощниками и учениками Жуковский исследовал, как ведут себя в трубе модели планеров, воздушные змеи, чучела разных птиц.

 

13. Поглядеть на диковинное устройство сбегалась вся Москва. Одним из любопытствующих оказался студент Дмитрий Рябушинский, сын фабриканта и миллионера  – позже он построил для Жуковского аэродинамическую лабораторию в поселке Кучино под Москвой.

 

14. Именно там в Кучино, на зимней прогулке Жуковскому пришла в голову мысль, породившая знаменитую формулу подъемной силы крыла. Вот именно с тех пор  Жуковский –  отец не только русской, но и всей авиации Земли.

           

15. В 1908 году Николай Жуковский основал при МВТУ кружок воздухоплавателей. Это была настоящая кузница кадров: кружок посещали  будущие ученые и авиаконструкторы Александр Архангельский, Владимир Ветчинкин, Борис Стечкин, Борис Юрьев, Алексей Туполев и другие.

 

16. В Первую мировую войну Жуковский разрабатывал теорию бомбометания. И готовил военные кадры: читал курс по баллистике, воздухоплаванию.

 

17. Николай Егорович не был официально женат, но его гражданская жена родила ему двоих детей – дочь Елену и сына Сергея. Елена впоследствии вышла замуж за ученика Жуковского, известного конструктора вертолетов Бориса Юрьева.

 

18. В ноябре  1920 года Реввоенсовет Советской России утвердил положение об институте Красного Воздушного флота. И первым его ректором стал Жуковский. Потом из этого института выросла Военно-воздушная академия, которой присвоили имя ее первого ректора.

 

19. К 50-летию научной деятельности профессора Жуковского 3 декабря 1920 года вышло специальное  постановление Совета Народных Комиссаров, подписанное Лениным. Жуковскому не только позволили не читать академических лекций и установили месячный оклад, не только учредили премию его имени и приказали издать труды. Главное, чем наградили великого ученого – это титул. Отныне и присно Николая Егоровича будут именовать «отцом русской авиации».

 

20. А городом наградил Жуковского его ученик Алексей Туполев. Он перенес созданный ими вместе  в 1918 году Центральный Аэрогидродинамический институт из Москвы в Подмосковье, а город, возникший вокруг института, назвал именем отца русской авиации – Жуковский.