Официально:
Михаил Кузьмич Янгель. 25 октября (7 ноября) 1911 – 25 октября 1971. Советский конструктор ракетно-космических комплексов. Доктор технических наук, академик АН СССР. Дважды Герой Социалистического Труда.
Неофициально:
1. В авиационной и ракетной отраслях промышленности по традиции должность Главный конструктор пишут с заглавной буквы. Это не только от желания подчеркнуть редкость, уникальность таких людей, но и от уважения к их таланту, ученой, инженерной и организаторской мощи. Одним из таких Главных и был Михаил Кузьмич Янгель. Имя его знакомо большинству москвичей благодаря станции метро, названной по улице.
2. Михаил Кузьмич Янгель родился в 1911 году в Иркутской области, 25 октября по старому стилю. Так что 7 ноября Янгель праздновал не только годовщину революции, но и свой день рождения.
3. Он появился на свет в деревне Зырянова, что покоится ныне в водах Усть-Илимского водохранилища. У его родителей было 12 детей.
4. Род Янгелей происходил из Черниговской губернии. Деда по отцовской линии выслали в Сибирь на каторгу и вечное поселение за участие в бунте.
5. Любознательный ученый исследовал происхождение своей фамилии. Он связывал ее со словом «янга» – так называли ковш, в котором запорожцы варили еду. Так же именовали и человека, который черпал и раздавал еду. Есть и другая версия: о фамилия происходила от украинского слова «янгол», что по-русски означает «ангел».
6. Окончив 6 класс Михаил Янгель перебрался к брату в Москву. По окончании ФЗУ (фабрично-заводского училища) начал работать поммастера на текстильной фабрике. И записался на рабфак.
7. На пике популярности советской авиации будущий главный конструктор поступил в МАИ – Московский авиационный институт.
8. Диплом с отличием по специальности «Самолетостроение» привел его сначала в КБ Поликарпова. Того самого Николая Николаевича, что создал легендарные самолеты: «ишак» И-16 и «небесный тихоход» По-2, который немцы называли «кофемолкой», а тому, кто собьет, сразу давали Железный крест.
9. Сибиряк Миша Янгель пришел к Поликарпову еще студентом. И задержался на годы. С началом войны не достигшего и тридцати лет Янгеля назначили исполнять обязанности директора завода и организовывать его эвакуацию.
10. До конца войны Михаил Кузьмич успел еще поработать у авиаконструкторов Микояна и Мясищева. В первым мирный год перспективного специалиста перевели в министерство, а потом бросили на новую отрасль.
11. С 1951 года Михаил Кузьмич Янгель становится заместителем главного конструктора ОКБ-1 НИИ-88 Сергея Павловича Королева, а в 1952 году – директором этого научно-исследовательского института.
12. Когда встал вопрос разработки ракет на новом топливе, что сильно повышало боеготовность ракет, Янгелю дали свое КБ. ОКБ-586, более известное, как КБ «Южное» располагалось в Днепропетровске. Здесь в Днепропетровске Михаил Кузьмич проработал до самой кончины.
13. Разработки Янгеля стали основными изделиями для ракетных войск стратегического назначения. И на мирный космос Янгель тоже трудился. Результаты его работы наблюдались и на Красной площади, и на Байконуре, и на орбите.
14. Янгель чудом выжил в так называемой «неделинской катастрофе» – катастрофе с многочисленными человеческими жертвами, которая случилась 24 октября 1960 года при подготовке к первому испытательному пуску межконтнентальной баллистической ракеты Р-16. Жизнь ему спасла пагубная привычка – он отошел в курилку.
15. Создателя ракетно-ядерного щита страна не обошла наградами. Прямо, как у Пушкина: он «и академик, и герой…». Первое звание Героя Социалистического труда он получил секретным указом за создание баллистической ракеты Р-12. Еще через два года второй секретный указ отметил роль Янгеля в обеспечении первого полета человека в космос. И академиком Янгель стал тоже: доктора технических наук Янгеля в 1961 году избрали академиком академии наук Украины, а еще через пять лет и академиком союзной Академии наук.
16. По наградам и званиям Михаил Кузьмич даже превзошел самого знаменитого в нашей стране Главного – своего бывшего начальника и извечного конкурента, Сергея Павловича Королева.
17. Михаила Янгеля не забыли, а память увековечили – памятники конструктору ракетной техники стоят в Железногорске–Илимском, Днепропетровске и на космодроме Плесецк. А в Байконуре их целых два – в городе и на космодроме.