Официально:

Мераб Константинович Мамардашвили. 15 сентября 1930 – 25 ноября 1990. Советский философ, доктор философских наук, профессор МГУ.

 

Неофициально:

1. Мераба Мамардашвили сравнивают с Сократом и называют «грузинским Кантом». Параллели уместны: философ почти не оставил письменного наследия, был не слишком почитаем официальной властью и, подобно Канту, ставил во главу угла достоинство человека.

 

2. В графе место рождения у Мамардашвили значится Гори – город в Картлийской долине у слияния Куры и Большой Лиахви. По матери философ происходил из аристократического рода Гарсеванашвили.

 

3. Профессия отца-военного оседлой жизни не предполагала. Менялись города –Ленинград, Киев, Винница, где Мераб пошел в первый класс, Тбилиси, куда отправился с матерью в эвакуацию и где с блеском закончил школу.

 

4. «Oдним из моих переживаний (из-за которых я, может быть, и стал заниматься философией) было именно это переживание – совершенно непонятной, приводящей меня в растерянность слепоты людей перед тем, что есть». Так Мераб Мамардашвили объяснил выбор профессии.

 

5. В студенческой юности Мераб подружился с прославленным скульптором Эрнстом Неизвестным и познакомился с Михаилом Горбачевым – их будущие жены жили в одной комнате.

 

6. Завотделом в международном журнале «Проблемы мира и социализма», завотделом в Институте международного рабочего движения, заместитель главного редактора в журнале «Вопросы философии», докторская диссертация, звание профессора – на первых порах карьера Мамардашвили складывалась гладко.

 

7. Журнал «Вопросы философии» Мамардашвили по идеологическим причинам пришлось покинуть. Философ перешел в Институт истории естествознания и техники АН СССР и начал читать лекции – в разных концах страны, в вузах, на курсах, всюду, куда приглашали и где хотели слушать. Магнитофонные записи этих лекций – главное наследие Мамардашвили, они расшифованы и изданы.

 

8. По его собственным словам, Мамардашвили никогда не боялся зайти слишком далеко, потому что истина – еще дальше. Когда Мераба Константиновича вызывали на допрос в КГБ, то с иронией говорили: «Мы знаем, вы считаете себя самым свободным человеком в стране...».

 

9. Работы Мамардашвили в советское время почти не публиковались «по идеологическим соображениям». Зная это, философ и писал довольно мало.

 

10. Философию Мамардашвили определял как учение о вечных проблемах: в этом смысле  предметом философии является она сама. Интересны и другие определения, который ученый дал философии: это «сознание вслух»; «часть нашей жизни, наша способность устанавливать то, что происходит на самом деле, в том числе и в отношении того, что мы чувствуем»; «одно из орудий самоконструирования человека»; «учение о тайне бытия: основная тайна бытия – это совесть, наличие этических отношений; поэтому различение добра и зла составляет ядро философии»; «учение о свободе и её условиях»; «гигиена, которая нужна при понимании незнания, как способ, позволяющий человеку в условиях колоссального давления окружающего его незнания не поддаться ему и не сойти с ума».

 

11. Во времена застоя Грузия виделась свободней, – и в 1980 году Мераб Мамардашвили переехал в Тбилиси, главным научным сотрудником Института философии.

 

12. Мамардашвили мог бы стать президентом независимой Грузии, но не стал: главный противник Звиада Гамсахурдия умер от разрыва сердца у трапа самолета, который должен был доставить ученого в Тбилиси, участвовать в заключительном туре предвыборной кампании.

 

13. «Очевидно, не случайно сито истории устроено так, что многое оно отсеивает, но все, что должно было остаться, – остается. Все забытое – должно быть забыто, а все, что достойно памяти, – помнится. Ничего не пропадает…». Мераб Мамардашвили прав: осталась философия, идеи, мысли, повлиявшие на сознание свободных людей.

 

14. На проспекте Руставели в Тбилиси философу поставили памятник. Эрнст Неизвестный изобразил друга и факел – тот олимпийский факел знаний, который он передал будущим поколениям. Стела со скульптурным портретом Мамардашвили стоит и на въезде в Гори – родной город философа.