Официально:

Георг Симон Ом. 16 марта 1789 – 6 июля 1854. Знаменитый немецкий физик. Вывел теоретически и подтвердил опытно закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением.

1. Легко представить себе человека, который не знает закона Паркинсона. И абсолютно невозможно вообразить, что существует индивид, которому не известно, что сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению участка цепи. Эту простую закономерность подарил человечеству сын слесаря из немецкого города Эрлангена Георг Симон Ом.

2.  Мать Георга умерла при родах, когда мальчику едва исполнилось 10 лет. Папа был беден, но трепетно относился к науке и сам был достаточно образован для человека простого звания. Оба сына слесаря стали профессорами: Георг – физиком, Мартин – математиком.

3. Путь к профессорскому званию был у Георга длинен и извилист, и пролегал через многолетнюю работу школьным учителем – тем платили лучше, чем приват-доцентам. Доктор философии Ом учил школяров математике и физике – и физика постепенно победила математику.

4. В иезуитской коллегии Кельна Ом обнаружил большую коллекцию приборов и нашел время для занятий чистой наукой. Особенно привлекло его малоисследованное электричество – в нем Георг Симон почуял ту дорожку, на которой его не догонят конкуренты.

5. Казалось бы чего проще – поделить напряжение на сопротивление. Но это с сегодняшних сияющих вершин. А тогда почти 200 лет назад, в двадцатые годы позапрошлого века и слова «сопротивление» никто не знал. Натурфилософы объясняли электрические явления любовью и ненавистью неведомых частиц, а мысль – описывать физику математикой казалась кощунством. Опыт философы также презирали.

6. Ом верно почуял, что первым делом надо количественно исследовать физическое явление. Померить точно мешал источник тока – гальваническая батарея не давала постоянного тока. Чтобы повысить точность, Георг Ом сконструировал аппарат, на одном конце которого была кастрюля с кипящей водой, а на другом – тающий снег. Термопара висмут-медь и дала необходимое электричество.

7. Венцом работы Георга Симона Ома стала статья «Определение закона, по которому металлы проводят контактное электричество» в немецком «Журнале физики и химии», а следом и фундаментальный труд «Теоретическое исследование электрических цепей».

8. Если вы думаете, что людской род при жизни щедро отблагодарил  первооткрывателя, то вы не правы. За публикацию статьи, содержащей формулу, учителя Ома уволили. Так распорядился министр просвещения, который был  убежден, что описывать физику формулами есть недопустимая ересь.

9. Георгу Симону Ому помогли русские физики Э.Х. Ленц и Б.С. Якоби. Тайну природы, открытую Омом, они принесли в ученый мир. Мир оценил открытие: Ома приняли в Лондонское королевское общество и в Баварскую академию наук, пригласили профессором в Мюнхен.

10. Что осталось за рамками закона? Работы по акустике – также не  понятые сразу и доказанные Гельмгольцем позже, одинокая жизнь без семьи, полностью посвященная науке и преподаванию.

11. Настоящее признание пришло к Ому через много позже: в 1881 году международный электротехнический конгресс в Париже постановил называть Омом единицу сопротивления. Ее обозначают греческой буквой «омега».

12. Буква «омега» начертана на  памятнике Ому в Мюнхене. Это правильно: закон Ома – омега, если не альфа классической физики.