Официально:
Граф Фердинанд Адольф Хайнрих Август фон Цеппелин. 8 июля 1838 – 8 марта 1917. Немецкий изобретатель и военный деятель, строитель первых дирижаблей.
Неофициально:
1. Еще в 80-х годах XIX века великий русский ученый Циолковский рассчитал и предложил проект большого грузового дирижабля жесткой конструкции с металлической обшивкой. Но придуманное в России осуществили в Германии. И сделал это граф Фердинанд фон Цеппелин.
2. Фердинанд фон Цеппелин родился в 1838 году в городе Констанц у истока Рейна из Боденского озера в обеспеченной и родовитой семье. Отец ученого Фридрих Вильгельм Иероним Карл граф фон Цеппелин трудился в королевстве Вюртемберг министром и гофмаршалом, то есть чиновником, отвечавшим за суд, мать была дочерью богатого швейцарского торговца.
3. Богатый швейцарский дедушка подарил семейству замок Гирсберг в Швейцарии, но совсем рядом с Констанцем. Там и прошло детство изобретателя, там он и жил до самой своей кончины.
4. Воспитывали и обучали Фердинанда дома, для чего наняли лучших частных репетиторов. Три года юный Цеппелин провел в кадетском училище в Людвигсбурге, откуда был выпущен лейтенантом в армию Вюртемберга.
5. Военным образованием будущий ученый не ограничился: на курсах в Тюбингене фон Цеппелин изучал химию, технику и общественно-политические науки.
6. Потом фон Цеппелин отправился на войну за океан – наблюдателем в Гражданской войне Севера и Юга. Именно тогда он совершил разведывательный полет на воздушном шаре и всерьез задумался о создании управляемого аэростата.
7. Прежде, чем заняться конструированием авиатехники фон Цеппелин поучаствовал еще в паре войн в Европе. Во время Франко-прусской войны граф весьма преуспел в разведке, поскольку активно использовал воздушные шары для наблюдения за позициями и действиями французов.
8. С детских лет и всю жизнь Фердинанд фон Цеппелин вел дневник. Именно из него историки науки и техники узнали о том, как шла работа над его выдающимся изобретением. Вот, к примеру, запись от 25 марта 1874: «Поезд должен быть по своим размерам близок к большим кораблям. Газовый баллон должен позволить поднимать большой груз. Должны быть машины, приводящие поезд в движение с помощью пропеллеров, чтобы он мог подниматься на высоту и лететь горизонтально. Газовый баллон должен быть разбит на отдельные ячейки, чтобы их можно было поодиночке заполнять и опорожнять... Машины должны пополнять запасы газа...». Пусть вас не смутит слово «поезд» – так граф именовал будущий цеппелин.
9. Последней гирькой на весы изобретателя стал доклад «Всемирная почта и воздушные корабли» главного прусского почтмейстера Генриха фон Штефана: тот предлагал использовать дирижабли для перевозки почты. Цеппелин понял, что новые воздушные машины можно использовать куда шире – и в военных действиях и в географических исследованиях.
10. Нельзя сказать, что его идеи приняли с восторгом. Было все: насмешки, скептицизм, отсутствие денег. Даже аргумент о военном превосходстве, достигнутом с помощью дирижаблей и усилении военной мощи государства кайзера не убедил. Надоеде-прожектеру присвоили генеральское звание и с ним уволили из армии.
11. Фон Цеппелин вернулся в родные места, оборудовал мастерскую, нанял инженеров и принялся конструировать дирижабли. Соседи смеялись и называли изобретателя графом-дураком. Сам кайзер Вильгельм II назвал графа «самым глупым из всех южных немцев». Тогда Цеппелин сказал: «Естественно, никто не отвечает за меня, потому что никто не хочет окунуться в темноту. Но моя цель ясна, и мои расчеты верны». Время показало, что он был прав.
12. Фон Цеппелин выстроил жесткий дирижабль, назвал его LZ1 и отправился 2 июля 1900 года в первый испытательный полет над Боденским озером. Графу удалось продержаться в воздухе 17 минут, но потом в машине обнаружилась неисправность Дирижабль сел на воду, получив повреждения, испытатель остался невредим и продолжил эксперименты.
13. К I Мировой войне дирижабли графа, которые в его честь назвали «цеппелинами», стали средством передвижения, в войну они бомбили Лондон, после ее окончания – челноком мотались через Атлантику, а один даже совершил кругосветный перелет.
14. У графа тоже все сложилось в результате хорошо. Его перестали считать идиотом, и кайзер тоже изменил мнение: назвал фон Цеппелина величайшим немцем XX века.
15. Граф Цеппелин умер в 1917 году, еще до окончания Первой мировой войны, поэтому он не был свидетелем ни временного закрытия проекта по выпуску цеппелинов из-за Версальского договора, ни второго возрождения дирижаблей своего имени. В его честь были названы два жестких дирижабля, кругосветные «Граф Цеппелин» и «Граф Цеппелин II», близнец дирижабля «Гинденбург», взрыв которого и обозначил закат эры дирижаблей.
16. Имя фон Цеппелина увековечено и в массовой культуре. Внучка ученого Ева фон Цеппелин однажды даже пригрозила предъявить иск британской рок-группе Led Zeppelin за незаконное использование фамилии. Но обошлось.