Официально:

Граф Фердинанд Адольф Хайнрих Август фон Цеппелин. 8 июля 1838 – 8 марта  1917. Немецкий изобретатель и военный деятель, строитель первых дирижаблей.

 

Неофициально:

1. Еще в 80-х годах XIX века великий русский ученый Циолковский рассчитал и предложил проект большого грузового дирижабля жесткой конструкции с металлической обшивкой. Но придуманное в России осуществили в Германии. И сделал это граф Фердинанд фон Цеппелин.

 

2. Фердинанд фон Цеппелин  родился в 1838 году в городе Констанц у истока Рейна из Боденского озера в обеспеченной и родовитой семье.  Отец ученого  Фридрих Вильгельм Иероним Карл граф фон Цеппелин трудился в королевстве Вюртемберг  министром и гофмаршалом, то есть чиновником, отвечавшим за суд,  мать была дочерью богатого швейцарского торговца.

 

3. Богатый швейцарский дедушка подарил семейству замок Гирсберг в Швейцарии, но совсем рядом с Констанцем. Там и прошло детство изобретателя, там он и жил до самой своей кончины.

 

4. Воспитывали и обучали Фердинанда дома, для чего наняли лучших частных репетиторов. Три года юный Цеппелин провел в кадетском училище в Людвигсбурге, откуда был выпущен лейтенантом в армию Вюртемберга.

 

5. Военным образованием будущий ученый не ограничился: на курсах в Тюбингене фон Цеппелин изучал химию, технику и общественно-политические науки.

 

6. Потом фон Цеппелин отправился на войну за океан – наблюдателем в Гражданской войне Севера и Юга. Именно тогда  он совершил разведывательный полет на воздушном шаре и всерьез задумался о создании управляемого аэростата.

 

7. Прежде, чем заняться конструированием авиатехники фон Цеппелин поучаствовал еще в паре войн в Европе. Во время Франко-прусской войны граф весьма преуспел в разведке, поскольку активно использовал воздушные шары для наблюдения за позициями и действиями французов.

 

8. С детских лет и всю жизнь Фердинанд фон Цеппелин вел дневник. Именно из него историки науки и техники узнали о том, как шла работа над его выдающимся изобретением. Вот, к примеру, запись от 25 марта 1874: «Поезд должен быть по своим размерам близок к большим кораблям. Газовый баллон должен позволить поднимать большой груз. Должны быть машины, приводящие поезд в движение с помощью пропеллеров, чтобы он мог подниматься на высоту и лететь горизонтально. Газовый баллон должен быть разбит на отдельные ячейки, чтобы их можно было поодиночке заполнять и опорожнять... Машины должны пополнять запасы газа...». Пусть вас не смутит слово «поезд»  –  так граф именовал будущий цеппелин.

 

9. Последней гирькой на весы изобретателя стал доклад «Всемирная почта и воздушные корабли» главного прусского почтмейстера Генриха фон Штефана: тот предлагал использовать дирижабли для перевозки почты.  Цеппелин понял, что новые  воздушные машины можно использовать куда шире – и в военных действиях и в географических исследованиях.

 

10. Нельзя сказать, что его идеи приняли с восторгом. Было все: насмешки, скептицизм, отсутствие денег.  Даже аргумент о военном превосходстве, достигнутом с помощью дирижаблей и усилении военной мощи государства кайзера не убедил. Надоеде-прожектеру присвоили генеральское звание и с ним уволили из армии.

 

11. Фон Цеппелин вернулся в родные места, оборудовал мастерскую, нанял инженеров и принялся конструировать дирижабли. Соседи смеялись и называли изобретателя графом-дураком. Сам кайзер Вильгельм II назвал графа «самым глупым из всех южных немцев». Тогда Цеппелин сказал: «Естественно, никто не отвечает за меня, потому что никто не хочет окунуться в темноту. Но моя цель ясна, и мои расчеты верны». Время показало, что он был прав.

 

12. Фон Цеппелин выстроил жесткий дирижабль, назвал его LZ1 и отправился 2 июля 1900 года в первый испытательный полет над Боденским озером. Графу удалось продержаться в воздухе 17 минут, но потом в машине обнаружилась неисправность Дирижабль сел на воду, получив повреждения, испытатель остался невредим и продолжил эксперименты.

 

13. К I Мировой войне дирижабли графа, которые в его честь назвали «цеппелинами», стали  средством передвижения, в войну они бомбили Лондон, после ее окончания – челноком мотались через Атлантику, а один даже совершил кругосветный перелет.

 

14. У графа тоже все сложилось в результате хорошо. Его перестали считать идиотом, и кайзер тоже изменил мнение: назвал фон Цеппелина величайшим немцем XX века.

 

15. Граф Цеппелин умер в 1917 году, еще до окончания Первой мировой войны, поэтому он не был свидетелем ни временного закрытия проекта по выпуску цеппелинов из-за Версальского договора, ни второго возрождения дирижаблей своего имени. В его честь были названы  два жестких дирижабля, кругосветные  «Граф Цеппелин» и «Граф Цеппелин II», близнец дирижабля «Гинденбург»,  взрыв которого и обозначил закат эры дирижаблей.

 

16. Имя фон Цеппелина увековечено и в массовой культуре. Внучка ученого Ева фон Цеппелин однажды даже пригрозила предъявить иск британской рок-группе Led Zeppelin за незаконное использование  фамилии. Но обошлось.