Официально:

Евклид. Около 300 года до н. э. Древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Отец геометрии.

1. Альберт Эйнштейн писал о главном труде Евклида так: «Это произведение мысли дало человеческому разуму уверенность в себе. Тот не рожден для теоретических исследований, кто в молодости не восхищался этим творением».

2. О жизни  автора прославленных «Начал» известно настолько мало, что некоторые историки науки сравнивают Евклида с Никола Бурбаки или Козьмой Прутковым. Но нет, Евклид, это не коллективный псевдоним группы александрийских ученых, а математик, живший во времена царя Египта Птолемея I Сотера.

3. Немногие достоверные сведения о жизни Евклида почерпнуты из комментариев античного философа Прокла к первой книге «Начал». По мнению Прокла, Евклид старше Архимеда, поскольку Архимед, который тоже был современником Птолемея I Сотера, упоминает Евклида. При этом Евклид все-таки моложе учеников Платона и хорошо знал  его философию.

4. Имя Евклида переводится с древнегреческого как «Добрая слава». Слава ученого действительно добрая: его считают отцом геометрии. История не знала учебника успешнее: со времени появления  и до конца XIX века «Начала» оставались главным источником сведений по геометрии, а Евклид – непререкаемым авторитетом.

5. Многое из того, что собрано в «Началах», было результатом работы предшественников Евклида. Одно из важнейших достижений ученого как раз и состоит в том, что он связал работы древних математиков воедино и изложил логически последовательно.

6. Труд, который считают вершиной античной математики, состоит из 13 книг. В них излагаются планиметрия, стереометрия, арифметика, теория чисел.

7. Каждая книга «Начал» начинается с определений. В первой книге за определениями идут аксиомы и постулаты. Затем следуют предложения, которые делятся на задачи, в которых требуется  что-то построить и теоремы, в которых нужно что-то доказать. Всего в 13 книгах «Начал» 130 определений, 5 постулатов, 5 аксиом, 16 лемм и 465 теорем.

8. Следует согласиться с Эйнштейном: труд Евклида восхищает. Оцените хотя бы красоту определений, с которых начинается первая книга: «Точка есть то, что не имеет частей»,

«Линия есть длина без ширины», «Прямая линия есть та, которая равно лежит на всех своих точках».

9. Уверяют, что каждое математическое рассуждение, Евклид заканчивал греческой фразой «hoper edei deixai». Нам эта фраза больше известна в переводе на латынь «quod erat demonstrandum», или в переводе на русский «что и требовалось доказать».

10. Из других сочинений великого ученого античности до нас дошли «Данные», «О делении», «Явления», «Оптика» и еще несколько, об авторстве которых спорят.

11. Помимо математических сочинений до нас дошли исторические анекдоты, связанные с Евклидом. Широко разошелся рассказ о беседе древнегреческого математика с египетским царем Птолемеем I. Августейшая особа интересовалась, нельзя ли овладеть геометрией без изнурительных занятий. «Царских путей в геометрии нет!» – хлёстко ответил Евклид.

12. Упоминания о Евклиде встречаются у математика и механика III-IV века Паппа Александрийского и византийского писателя V века Иоанна Стобея. Папп утверждает, что Евклид был любезен со всеми, кто мог хотя бы в малейшей степени способствовать развитию математических наук. Стобей, в свою очередь, рассказывает ещё один анекдот о Евклиде. Приступив к изучению геометрии и разобрав первую теорему, некий молодой человек спросил у Евклида: «А какая мне будет выгода от этой науки?» Евклид подозвал раба и сказал: «Дай ему три обола, раз он хочет извлекать прибыль из учёбы».