Официально:

Сэр Эндрю Джон Уайлс. 11 апреля 1953 – . Английский и американский  математик,  рыцарь-командор  Ордена Британской Империи. Член Лондонского Королевского общества. Покоритель теоремы Ферма.

1. Незамысловатое по внешнему виду утверждение, что уравнение xn+yn=zn при n>2 не имеет целых положительных решений, тем не менее носит громкое имя Великой теоремы Ферма. Судебный чиновник из Тулузы записал ее наскоро на полях «Арифметики» Диофанта. Поля оказались маловаты, и доказательство туда не поместилось. 350 с лишним лет лучшие умы планеты доказывали теорему Ферма. И наконец великую загадку разгадали – это сделал Эндрю Джон Уайлс, завкафедрой математики Принстонского университета.

2. Сын капеллана теологического колледжа Ридли Холл в Кембридже Эндрю Уайлс вырос и ходил в школу в этом университетском городе.

3. Страсть к математике овладела Эндрю с ранних лет. Он обожал решать задачки и в школе и дома, но лучшую, по его собственным словам, задачу он нашел в местной библиотеке. Десятилетний парнишка просматривал книги по математике и обнаружил книжку посвященную Великой теореме Ферма. «Это была задача, которую мог понять десятилетний, и я осознал, что должен решить ее».

4. Слово, данное себе в библиотеке, Эндрю Уайлс сдержал. В раннем подростковом возрасте он пытался решить задачу, так как считал, что Ферма знал не намного больше математики, чем подросток в XX веке. Поступив в Оксфордский университет, Уайлс понял, что многие люди пытались решить теорему Ферма в XVIII и XIX веках и начал изучать и эти методы.

5. Даже когда математик откладывал решение этой задачи, теорема Ферма его не отпускала. Он думал над ней в Оксфорде, где получил степень бакалавра, и в Кембридже, где стал доктором и начал научную карьеру. Она была непременной спутницей в путешествии за океан, когда Уайлс занял должность доцента в Гарварде и профессора в Принстоне.

6. «Проблема с теоремой Ферма заключалась в том, что вы могли бы потратить годы и не дойти никуда, –говорит Уайлс. – Хорошо работать над любой проблемой, до тех пор, пока она генерирует интересную математику на этом пути – даже если вы не решите ее в конце дня. Определение хорошей математической задачи – это математика, которую она порождает, а не сама задача».

7. И все же Уайлс дошел! Августовским вечером 1986 года математик пил чай со льдом в доме своего друга. В беседе друг упомянул, что профессор математики Кен Рибет доказал связь между теоремой о модулярности Таниямы-Шимуры и Великой теоремой Ферма. «Я был наэлектризован, – говорит Уайлс. – Я знал, что в тот момент ход моей жизни изменился, потому что это означало, что для доказательства последней теоремы Ферма мне нужно было только доказать гипотезу Таниямы-Шимуры. Это означало, что моя детская мечта стала достойной работой. Я просто знал, что никогда не смогу это перестать думать об этом».

8. На решение задачи ушло целых 7 лет. В 1993 году заведующий кафедрой математики Принстонского университета опубликовал 130-страничное доказательство и преподнес публикацию на день рождения жене. Но там оказался серьезная ошибка, которую Уайлс поправил, и в 1995 году в журнале Annals of Mathematics, появился, наконец, окончательный вариант.

9. Злые языки шипят, что доказательство Уайлса не годится, поскольку во времена Ферма такого математического аппарата просто не существовало. Сам Уайлс это признает, но не верит, что Ферма на самом деле доказал свою теорему «Я думаю, что он обманул себя, думая, что у него есть доказательства. Но что сделало эту проблему особенной для любителей, так это небольшая вероятность того, что существует элегантное доказательство XVII века», – говорит ученый.

10. Измышления критиков не мешают миру петь и плясать в честь триумфатора. «Петь и плясать» надо понимать буквально: в 2000 году поставлен мюзикл Джошуа Розенблюма «Великое танго Ферма». Главные герои – Ферма и Уайлс, а также X, Y и Z.

11. В том же 2000 году заслуги великого математика оценила королева Великобритании. Она возвела его в рыцарское достоинство, и престижную Абелевскую премию, аналог Нобелевки для математиков, получал уже сэр Эндрю Уайлс. Премию Филдса он, увы не получил: ее вручают математикам в возрасте не старше 40 лет, а Уайлсу в 1995 году было 42 года.

12. Не стоит удивляться, что Уайлс преподнес свою работу жене. О том, что он одержим теоремой Ферма математик признался супруге во время медового месяца. Две из тех дочерей Уайлса родились в те семь лет, когда он искал доказательство теоремы. Публикацию в Annals of Mathematics ученый посвятил Наде, Клэр, Кейт и Оливии Уайлс, то есть жене и трем дочкам.

13. Уайлс долго стеснялся выступать на публике за пределами студенческой аудитории. Он отказывался от приглашений на телевидение, но его переубедили. Он может вдохновить новое поколение математиков и показать людям мощь и красоту математики – вот что стало решающим аргументом.