Официально:

Джордж Стефенсон. 9 июня 1781 – 12 августа 1848. Английский изобретатель, инженер-механик. Считается одним из «отцов» железнодорожного сообщения.

 

Неофициально:

1. Если верить  английской поговорке, британцы пишут Манчестер, а читают – Ливерпуль. В 1830 году связь этих городов двух английских городов стала еще более прочной. Ведь Джордж Стефенсон соединил их первой в мире  железной дорогой. Впрочем, строго говоря, первой в мире  общественной железной дорогой на паровой тяге следует признать первую пробу Стефенсона – железную дорогу Дарлингтон – Стоктон.

 

2. Английский изобретатель, создатель одного из первых паровозов и строитель первой железной дороги Джордж Стефенсон родился в век гужевого транспорта – 9 июня 1781 года.

 

3. Его биография – учебник упорства и сказка о нищем, который стал принцем собственными усилиями. Стефенсон был сыном шахтера и в восемь лет пошел не в школу, а в шахту.

 

4. Читать и писать Джордж выучился взрослым – восемнадцати немалых лет.  Совершенно самостоятельно он освоил профессию механика и сам дорос по службе до главного механика угольных копей. Попутно он изобрел рудничную «лампу Джорди»  и решил задачку транспортировки угля из шахты – приспособил к этому делу паровую машину.

     

5. От паровой машины для транспортировки угля оказалось рукой подать до паровоза, и Стефенсон эту руку подал. Свой самый первый локомотив Стефенсон спроектировал в 1814 году. 

 

6. С тех самых пор жизнь Стефенсона неразрывно связана с паровозами и железными дорогами – даром, что до первой настоящей дороги для пассажиров дело дойдет еще через одиннадцать лет. До этого локомотивы Стефенсона тянули по рельсам Стефенсона вагонетки с углем – обслуживали шахты и копи.

     

7. В сентябре 1825 года по первой в мире железной дороге  Стоктон - Дарлингтон проехал «Locomotion №1» конструкции Стефенсона, которым управлял сам Стефенсон. Он бодро тянул вагончики с углем, мукой и приемочной комиссией.

 

8. Потом Стефенсон замахнулся на Манчестер с Ливерпулем и спроектировал железную дорогу между ними, включая мосты и виадуки, сглаживающие продольный профиль пути.

 

9. Именно Стефенсон выбрал ширину колеи в 1435 миллиметров, которая с тех пор принята во всех странах Западной Европы. Она так и называется – «стефенсоновская».

 

10. К этому времени паровозостроение в Англии приобрело большой размах, и Стефенсону пришлось участвовать в тендере. В октябре 1829 года состоялся единственный в истории человечества забег на скорость среди паровозов – так называемые Рейнхильские испытания. На старт, помимо Стефенсонова детища вышли локомотивы под названием «Новинка»,  «Несравненный», «Циклопед»  и «Упорство», причем «Циклопед» приводила в движение лошадь.

 

11. Паровоз Стефенсона, прозорливо названный «Ракетой», выиграл гонки за явным преимуществом и был принят в эксплуатацию.

 

12. В 1836 году Стефенсон открыл в Лондоне проектную контору, ставшую научно-техническим центром железнодорожного строительства.

 

13. Не всё и не всегда, однако, складывалось гладко. Стефенсону порой приходилось и бежать впереди паровоза – разгонять крестьян, которые норовили сломать машину.

 

14. Однажды одна из комиссий задала Стефенсону вопрос: не будут ли животные пугаться раскаленной докрасна трубы и топки локомотива? Стефенсон не полез за ответом в карман: нет, они будут думать, что труба и топка выкрашены в красный цвет.

 

15. По проектам Стефенсона строились паровозы и в других странах.

 

16. Сын Джорджа Стефенсона – Роберт с юных лет принимал активное участие в проектах отца, а впоследствии стал известным инженером-паровозостроителем.

 

17. Ученик Стефенсона Джозеф Лок превзошел учителя и  стал главным инженером многих железных дорог Англии. Случалось ему и выигрывать у Стефенсона тендеры – в отличие от ученика Стефенсон предлагал надежные, но более дорогие варианты.

 

18. В Дарлингтонском железнодорожном музее и сегодня можно увидеть трудягу – «Locomotion №1». Он тянул вагоны аж до 1857 года, пока не ушел на заслуженный отдых.

 

19. В честь 150-летия создания паровоза «Ракета» в 1979 году в Великобритании построили его действующую копию. Она немного отличается от оригинала укороченной дымовой трубой. И это не случайно: просто за полтора столетия высота насыпи в Рейнхилле заметно увеличилась, и прежняя «Ракета» просто не прошла бы под мостом.

 

20. Взглянуть в лицо Стефенсона мог каждый британец, но только с 1990 по 2003 год. Тогда жителю туманного Альбиона не надо было лезть в энциклопедию, а стоило заглянуть в бумажник. Портрет Джорджа Стефенсона в те годы украшал банкноты достоинством 5 фунтов стерлингов.