Официально:

Джордж Гэллап. 18 ноября 1901 –  26 июля 1984. Статистик, социолог, педагог, автор научных методов изучения общественного мнения. «Имя» нарицательное социологических исследований.

 

Неофициально:

 

1. В XX веке в норвежский язык, как и во многие другие языки, пришло много слов из английского. Одно из таких норвежских слов переводится как «опрос общественного мнения». Это слово gallup. В норвежском языке (и не только) имя Гэллап стало нарицательным. И на самом деле, что такое Гэллап, если не опрос общественного мнения?

 

2. Гэллапу  приписывают фразу, согласно которой достаточно попробовать одну ложку супа, чтобы узнать его вкус.

 

3. Рассказывают, что еще в юности на Джорджа Гэллапа произвела огромное впечатление фраза, выбитая на памятнике Аврааму Линкольну: «Я хочу сделать всё, что должно быть сделано, в соответствии с желанием людей, и передо мной стоит вопрос, как выяснить это точно».  И он посвятил жизнь этому выяснению.

 

4. Джордж родился в небольшом городке Джефферсон, штат Айова, который и нынче насчитывает чуть больше 4 тысяч жителей.

 

5. Бойкого, энергичного младенца няня прозвала Тедом – он напомнил ей новоизбранного президента Теодора Рузвельта. Прозвище намертво приклеилось на всю жизнь.

 

6. Лет с 10 Тед помогал папе-фермеру: ухаживал за коровами, продавал молоко. Когда Гэллап в 1936 году правильно предсказал итого президентских выборов и прославился, жители Джефферсона вспоминали мальчонку, который доставлял им молоко.

 

7. Привычка к сельской работе осталась у Гэллапа на всю жизнь. В Принстоне, где он основал знаменитый Институт Гэллапа, у него была небольшая ферма.

 

 8. Часть денег отец разрешал оставить себе, и Гэллап-младший основал на них в школе свою газету – планировал стать журналистом. В Университете Айовы Гэллап тоже редактировал газету. 

 

9. Летом 1923 года Гэллапу довелось поработать интервьюером в опросе читателей газет. Работа ему понравилась, а вот вопросы – нет: по  мнению будущего основателя Института изучения общественного мнения,  они не позволяли точно определить интересы потребителей.

 

10. Гэллап взялся разрабатывать методику опроса сам, и увлекся так, что в 1928 году защитил диссертацию на степень доктора психологии  на тему «Объективный метод определения читательского интереса к материалам газеты».

 

11. В 1925 году Джордж женился на самой красивой – по мнению большинства сокурсников – девушке  своего колледжа. Он провел опрос – и женился на победительнице.

 

12. Гэллап начал было делать преподавательскую карьеру в университетах Айовы и Иллинойса, но это продлилось недолго:  авторитетного профессора пригласили возглавить исследовательский отдел в крупном рекламном агентстве. С женой и двумя сыновьями Алеком и Джорджем-младшим Гэллап в 1932 году переехал в Нью-Йорк, где занялся изучением эффективности рекламы и чуть ли не первым начал исследовать рынок, опрашивая клиентов.

 

13. В том же 1932 году Гэллап успешно предсказал победу своей тещи Офелии Миллер  в борьбе за должность секретаря штата Айова. Считают, что этот опрос является одним из первых в истории настоящих научных политических исследований.

 

14. Исследование эффективности рекламы и первые эксперименты с соцопросами на политические темы принесли Гэллапу бесценный опыт и позволили создать методическую основу опросов общественного мнения. Он получил инструмент – и решил начать пользоваться этим инструментом в интересах демократии.

 

15. Свой легендарный Институт Гэллапа, то есть Американский институт общественного мнения он основал в 1935 году в Принстоне, штат Нью-Джерси. Авторитетнейшая ныне компания с десятками офисов по всему миру начиналась с одной комнаты, стола, телефона и пишущей машинки.

 

16. Чтобы обеспечить  независимость и объективность, Гэллап решил, что он не будет проводить опрос, который был бы оплачен или спонсирован каким-либо специальными группами интересов, к примеру, политическими партиями.

 

17. Уже в следующем году Гэллапа настигла всеамериканская слава. На основе ответов всего лишь 50 000 респондентов он предсказал победу Франклина Рузвельта на президентских выборах.

 

18. Гэллап впервые ввел понятие «репрезентативная выборка». А что бывает, когда выборка нерепрезентативна, доказал в ходе тех же выборов 1936 года популярнейший в то время журнал «The Literary Digest», который опросил  целых 2 000 000 человек. Журнал подвела методика: опросные листы рассылались по адресам из телефонной книги, а телефон в ту пору был еще изрядной роскошью, так что предпочли другого кандидата не массы, а  толстосумы.

 

19. Электоральные опросы Гэллапа в избирательную кампанию 1936 года имеют огромное научное значение:  они определили характер современных политических исследований и повлияли на становление методов и принципов социологии второй половины XX  века. 

 

20. Труд Гэллапа «Общественное мнение в демократическом обществе», изданный в 1939 году стал классическим.

 

21. Двенадцать лет спустя триумфальное шествие Гэллапа прервалось. 3 ноября 1948 года весь мир облетела фотография улыбающегося Гарри Трумэна с газетой в руках. Заголовок в «Chicago Tribune»  кричал: «Дьюи побеждает Трумэна». Согласно всем соцопросам,  именно Дьюи должен был победить на президентских выборах, и газета выпустила заранее подготовленный материал, хотя к утру стало известно о победе Трумэна. 

 

22. После этого провала  с институтом Гэллапа разорвали договоры тридцать газет. Сам Гэллап считал причиной фатальной ошибки тот факт, что закончил проводит опросы за три недели до дня голосования. Но авторитет исследований Гэллапа был так высок, что этот прискорбный факт не затормозил  его исследований.

 

23. Гэллап одним из первых обнаружил, что американцы обожают комиксы. Именно благодаря Гэллапу  комиксы обжились на страницах  газет.

 

24. В одном интервью Гэллап назвал изучение общественного мнения исследовательской областью, в которую он внес наибольший вклад. Но  добавил, что исследование рекламы – восхитительная игра, и если бы ему пришлось прожить жизнь снова, он хотел бы поиграть в эту игру снова.

 

25. Скончался Гэллап от сердечного приступа, и это случилось вдали от американских берегов: в деревне, недалеко от Берна, где у семейства был летний дом. Похоронили  социолога на Принстонском кладбище. На могильном камне выбили фразу «Be bolde – be wise». В переводе этот средневековый девиз звучит так: «Будь смелым, будь мудрым».