Интервью на портале «Научная Россия»

Россия – единственная страна в мире, где сегодня изучают всеобщую историю!

«Россия в мире» – один из обязательных предметов, которые планируется ввести в школе в соответствии с новым образовательным…

Александр Чубарьян, профессор, доктор исторических наук, директор Института всеобщей истории РАН

«Россия – единственная страна в мире, где сегодня изучают всеобщую историю!»

«Россия в мире» – один из обязательных предметов, которые планируется ввести в школе в  соответствии с новым образовательным стандартом. Этот курс сразу вызвал массу нареканий и споров, поскольку в нем планировалось объединить такие предметы как география, экономика, политология.  При этом изучение истории явно уходило на задний план. Что представляет собой новый предмет сегодня, действительно ли он нужен школьникам и в чем его практическая польза? Об этом рассказывает профессор Александр Чубарьян.

Предмет "Россия в мире" возник как некий компромисс, потому что совсем не хотели делать историю обязательным предметом, была целая дискуссия. Какой-то компромисс по стандартам нашли, но я с самого начала сказал, что иметь такой учебник было бы не плохо. Я объясню почему. Сейчас в школе продолжает действовать концентрическая система образования. Это значит, что вплоть до 9 класса включительно проходят весь цикл истории, отечественной и всеобщей. А потом в 10-11 то же самое, только на более высоком уровне. Я сторонник линейной системы. Она заключается в том, чтобы пройти один раз курс истории. Итак, что я вижу в курсе «Россия в мире»? До 9-го класса все проходим, а 10-11 — это синтетический компаративистский  курс «Россия в мире», который объединяет все, что преподается по отечественной и всеобщей истории.

Этот курс должен быть повышенного уровня, для профильной школы. Для тех, кто выбирает гуманитарные направления, а может, даже историческое. Как там все должно быть показано? Предположим промышленная революция: в России и в Европе или в мире. Так вот мы должны рассмотреть революцию у нас и в других странах, культурные различия там и там. И тогда получится, что Россия будет рассматриваться в контексте общемировых событий. Но я подчеркиваю, что это должен быть исторический курс. Потому что в начале министерство предложило какой-то аморфный непонятный курс, где была и география, и все, что вы хотите. С этим должно быть связано реформирования курса обществознания, я думаю,  это самая главная задача сейчас. В таком виде, в каком есть, мне кажется, он вызывает очень много нареканий. Это должен быть совершенно очевидный курс, он должен дать представление школьникам, что такое конституция, что такое наша политическая система, избирательная система. В этом курсе могут быть основы права, основы экономики, и тогда курс «Россия в мире» будет настоящим историческим курсом.

Россия – единственная страна в мире, где сегодня в школе существует в равной мере изучение и нашей истории, и всеобщей истории. В других странах нигде этого нет. Есть только на постсоветском пространстве, на Украине, например. А так во всех странах собственный центризм, национальный центризм. Вот в Америке изучают, прежде всего, историю США, но там есть небольшие вкрапления. Они изучают немножко и другие страны, но в небольшом объеме. Но такого курса, например, как «США в мире», нет. Есть немножко во Франции, но он не в одной книге, не в одном курсе. Но такого стабильного учебника я не видел. Опыты есть в Германии, есть учебники мировой истории, но больше применительно к античности, к средним векам, где еще не было Германского государства.  А так, я думаю, мы могли бы быть пионерами в этом направлении. Для нас, для молодого поколения сейчас очень важно показать, что мы и сегодня, и вчера существуем как органическая часть мирового человечества. Пафосно говоря, часть  мировой истории.

александр чубарьян всеобщая история образовательные стандарты

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.