Молоко помимо воды содержит витамины, минералы, протеины и крохотные частицы жира, как бы подвешенные в растворе.

А знаете ли вы, что существует более 5 тысяч разнообразных млекопитающих (животных, которые кормят своих детёнышей молоком, среди которых и вид - Человек разумный), и у них всех молоко белого цвета? Если мы разглядим каплю молока под микроскопом, то обнаружим белые шарики - это белок казеин, который и определяет цвет молока - белый.

Однако некоторые оттенки в молоке всё же присутствуют, особенно это хорошо видно на желтоватой пенке или на сливках хорошего домашнего молока. Чем насыщенней оттенок - тем больше в молоке бета-каротина, вещества крайне полезного и даже необходимого. Этот компонент состоит на службе у нашего иммунитета, а также отвечает за рост и зрение.

За питательность же молока отвечают жиры.  Чем жирнее молоко, тем стабильнее будет рост и развитие детёныша. А ещё - тем лучше удастся наш химический опыт, который возможен благодаря именно жиру в молоке.

Нам понадобятся:

• стакан молока, желательно с высоким процентом жирности
  • миска
  • жидкость для мытья посуды
  • красители
  • ватная палочка

Ход опыта:

1. Наливаем в миску молоко, даём ему немного времени отстояться, "успокоиться". Зрелище будет более эффектным, если температура молока будет комнатной.
  2. Добавляем красители, по несколько капель разных цветов. От концентрации красителей зависит яркость картинки. Наши красители были для мыловарения, концентрированные и тяжёлые; в первых дублях они опускались на дно, поэтому мы разбавили краски водой и воспользовались пипеткой.

3. Берём ватную палочку, смачиваем в жидкости для мытья и касаемся (слегка касаемся!) нашего молока.

Итог и объяснение опыта: Мыло расщепило жиры, чем вызвало в тарелке мини-бурю, которая заставила краски двигаться и создавать узоры. Мы начали экспериментировать с количеством и расположением красителей, капали мыло с высоты, водили по краскам палочкой, игрались одним словом. Самый восторг вызывает движение, которое происходит в тарелке, когда уже оставляешь её в покое. Краски продолжают двигаться, частицы перемещаются, в миске с красочным молоком идёт своя жизнь, напоминающая броуновское движение.

Протеины и жир весьма чувствительны к изменениям раствора, в данном случае молока. Капля моющего средства ослабила химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снизила поверхностное натяжение в молоке. Пищевые красители позволили нам наглядно наблюдать бурную химическую реакцию. Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира), реакция затихает и останавливается. Добавляя компоненты, мы можем повторять опыт и продолжать движение красок.