Этот день в истории науки

В 1825 году родился русский изобретатель Александр Можайский

В 1825 году родился русский изобретатель Александр Можайский
В 1825 году родился русский изобретатель Александр Можайский

«Сильное землетрясение 1855 года застало у берегов Японии русский фрегат «Диана». Гигантской волной «Диана» была разбита и затонула. Команде удалось спастись. Русские моряки попросили разрешить им приобрести материал и нанять плотников, чтобы построить небольшую шхуну для возвращения на родину. В благодарность за помощь судно потом передали в дар Японии… Чертежи, по которым строилось первое в Японии килевое судно, были сделаны рукой русского морского офицера Можайского…»  Описанный в книге писателя Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры» русский морской офицер Можайский известен нам вовсе не своими морскими успехами и конструкциями. Александр Фёдорович знаменит тем, что первым на российских просторах начал учить летать самолеты.

Александр Фёдорович изучал строение птичьих крыльев, исследовал работу воздушных винтов, динамику полета, экспериментировал с воздушными змеями. Идею машущих крыльев он отбросил сразу, и строил модели летательных аппаратов с неподвижным относительно корпуса крылом. Модели летали. Но военное ведомство сочло его эксперименты дорогими и несвоевременными, а сумма в восемнадцать с лишним тысяч требуемых рублей привела специальную комиссию в ужас. Тогда Можайский начал работы на собственные деньги, для чего продал имения и вещи вплоть до обручальных колец и столовых ложек. Очень, кстати сказать, помог знаменитый Михаил Дмитриевич Скобелев – герой русско-турецкой войны.

В 1881 году капитан первого ранга Можайский получил первую в России  привилегию, или, говоря современным языком, патент на «воздухолетательный снаряд». В том же году он приступил к постройке самолета с двумя паровыми двигателями. Двигатели оказались маломощными и первый полет завершился неудачно. Можайский продолжил воздухоплавательные опыты, но деньги закончились окончательно. А самому Александру Фёдоровичу полетать все же удалось. Но не на самолете: к телеге, запряженной тройкой лошадей, привязали буксирный канат, лошади поскакали, и воздушный змей его собственной конструкции под напором воздуха взлетел. А с ним и изобретатель, он держался за специальное устройство.

Социальные сети