Этот день в истории науки

28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе начали выпускать автомобиль «Победа»

28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе начали выпускать автомобиль «Победа»
28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе начали выпускать автомобиль «Победа»

Правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля Горьковский автозавод получил в декабре 1941 года – через считанные дни после начала контрнаступления под Москвой. А наутро после капитуляции армии фон Паулюса под Сталинградом, 3 февраля 1943 года главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт на совещании в Наркомсредмаше доложил о ходе работы над будущей… нет, еще не «Победой», а «Родиной». «Родину» позже не одобрил Сталин: в свойственной ему иезуитской манере он задал вопрос: «Сколько стоит "Родина"?» И машину переименовали. Шестицилиндровый двигатель велели поменять на четырехцилиндровый – в послевоенной стране не хватало топлива.  И недовольно пробурчав: «Невелика победа, но пусть будет "Победа"» вождь выписал новому автомобилю путевку в жизнь.

Он ошибался. Недоделанная в недостаточные военные годы с  дефицитом всего – от резины до проката, с социалистической спешкой запущенная раньше времени в производство – «Победа» все же была велика. Конструкторы избегли соблазна точно воспроизвести западные машины, в изобилии наводнившие в войну СССР. Советские инженеры в воюющей стране совершили интеллектуальный прыжок за горизонт –  в кратчайший срок создали машину, которая на годы станет законодательницей мировой автомобильной моды, будет копироваться друзьями и буржуинами, пойдет на экспорт не только в соцстраны, но и к империалистам. И полностью изменит представление об автомобиле и его социальной роли в нашей стране.

Впервые в советской стране автомобиль стал действительно массовым. До войны и сразу после автомобиль в СССР не был обыкновенным средством передвижения. Он являл собой знак большой должности или великих заслуг. Именно «Победа» боролась за звание транспорта и победила – превратилась из бесценной награды в товар, измеряемый деньгами. В середине 50-х ее продавали за  160000  рублей. Инженер или рабочий с окладом в 1000 копил на машину лет пять. Но покупал – и черно-белые фотографии семьи и друзей на фоне дорогой машины до сих пор поживают в плюшевых альбомах.

Социальные сети