Этот день в истории науки

22 ноября 1960 года выпустили первую партию автомобилей ЗАЗ-965 «Запорожец»

22 ноября 1960 года выпустили первую партию автомобилей ЗАЗ-965 «Запорожец»
22 ноября 1960 года выпустили первую партию автомобилей ЗАЗ-965 «Запорожец»

В начале был «Москвич-400». Полный клон довоенного немецкого «Опеля Кадетт» выпустили для маленьких людей в первом мирном году. В 1954 ему поменяли мотор и перекрестили на этом основании в 401-й, а еще через два года сняли с производства и заменили на подросшую, в соответствии с амбициями завода, модель. А будущий житель хрущовки опять остался без авто-невелички, которое только и мог себе позволить. А меж тем у капиталистов вовсю жужжал народный «Фольксваген Жук», а итальянский  «Фиат-600», или «Сейченто», произвел такой фурор, что въехал позже символом времени в культовую песню Тото Кутуньо «Итальянец».

Впечатлились и в СССР.  Совмин и ЦК издали, как водится постановление, и Московский Завод Малолитражных Автомобилей приступил к копированию удачной заднемоторной модели. Не забывая, впрочем, и о немецком «жуке» –  у него тоже кое-что одолжили. Кузов и все остальное конструкторам удались, а вот мотор не вышел. За это советской машине пришлось оттопырить корму – найденный в результате компромисс в виде военного мотора в отсек для двигателя не помещался.  Этот мотор тоже имел родственников за границей, на этот раз из семейства BMW, и дурную военную привычку шуметь.

Так и получился – горбатый. Он не пополнил собой  семейство «москвичей», поскольку будущий АЗЛК, не дождался этой машинки, а вовсю уже клепал «Москвич-407». Местом выпуска стал бывший комбайновый завод «Коммунар» в Запорожье.  Так крошка-горбунок получил буквы ЗАЗ на крышку багажника, которая заменяла у нее капот, что породило потом анекдоты, о краденых на ходу двигателях. Он шумел и трясся как пылесос, у него раскрывались назад двери и играли роль тормозных парашютов вплоть до кульбита в воздухе – следующий анекдот язвил, что на «Запорожце» поэтому можно ездить без тормозов. В его салоне не помещались баскетболисты, а человек среднестатистического роста зажимал уши коленями, как об этом говорилось в очередном анекдоте, критикующем отсутствие приемника. Он ездил со скоростью, исключающей мысли об обгоне. Но одновременно «Запорожец» проходил там, где застревал «Мерседес», был неприхотлив в заправке, ремонтировался в каждом гараже и главное… Главное –  он, в отличие от мотоцикла, прикрывал голову крышей и был доступен советскому человеку. После деноминации малыш на колесах стал стоить 1800  рублей, что эквивалентно 18 зарплатам советского инженера.

Социальные сети