Этот день в истории науки

18 ноября 1901 года родился Джордж Гэллап

18 ноября 1901 года родился Джордж Гэллап
18 ноября 1901 года родился Джордж Гэллап

В XX веке в норвежский язык, как и во многие другие языки, пришло много слов из английского. Одно из таких норвежских слов переводится как «опрос общественного мнения». И это слово gallup. В норвежском языке имя Гэллап стало нарицательным. И на самом деле, что такое Гэллап, если не опрос общественного мнения?

Ему приписывают фразу, согласно которой достаточно попробовать одну ложку супа, чтобы узнать его вкус. В 1925 году Джордж женился на самой красивой – по мнению большинства сокурсников – девушке колледжа. Он провел опрос – и женился на победительнице.

Рассказывают, что еще в юности на Джорджа Гэллапа произвела огромное впечатление фраза, выбитая на памятнике Аврааму Линкольну: «Я хочу сделать всё, что должно быть сделано, в соответствии с желанием людей, и передо мной стоит вопрос, как выяснить это точно».  И он посвятил жизнь этому выяснению.

Свой легендарный Институт Гэллапа, то есть Американский институт общественного мнения он основал в 1935 году. А пришпорили дело в следующем году президентские выборы. Накануне  этих выборов  один из популярнейших в то время журналов «Литерари дайджест» провёл невиданный по размаху опрос общественного мнения по определению победителя. По адресам из телефонной книги рассылались опросники,  дальше –  статистическая обработка... И «Литерари дайджест» предсказал победу республиканца Альфреда Лэндона над действующим президентом демократом Франклином Рузвельтом.  Гэллап тогда провел свое исследование и разнес в «Нью-Йорк Таймс» маститых коллег, указав на ошибку. Телефон-то в те времена был еще изрядной роскошью, так что предпочли Лэндона не массы, а «страшно далекие от народа» толстосумы. Нерепрезентативная выборка сыграла над «Литерари дайджест» злую шутку. После убедительнейшей победы Рузвельта журнал так и не оправился. А Джордж Гэллап раскинул мировую сеть своих контор по распространению собственных методов выяснения общественного мнения.

Социальные сети