Этот день в истории науки

14 сентября 1902 года родился конструктор вертолетов Николай Ильич Камов

14 сентября 1902 года родился конструктор вертолетов Николай Ильич Камов
14 сентября 1902 года родился  конструктор вертолетов Николай Ильич Камов

Если числу 52 соответствует «аллигатор», то какого цвета «акула» соответствует числу 50? Конечно, черная – ведь вертолет Ка-50 называют «Черная акула», а Ка-52 – «Аллигатор».

Слово «вертолет» гораздо моложе самого прибора. Сначала их называли на иностранный манер геликоптерами. А придумал и ввел в оборот это слово вовсе не лингвист и не поэт, а конструктор. Звали его Николай Ильич Камов.

Соседом Николая Камова по студенческой скамье оказался Харитон Славороссов, русский летчик, сержант французской авиации, получивший  два французских ордена за воздушные подвиги во время Первой Мировой войны. И как тут не заболеть небом?  А в 1928 году Камов прочёл в одном из журналов о перелете испанца Хуана де ла Сиервы на автожире собственной конструкции из Парижа в Лондон и захотел сам построить автожир.

Автожир – это летательная машина у которой есть винт, который вращается не от двигателя, а от набегающего потока воздуха. Вместе с Николаем Скржинским Камов создал первый советский автожир под названием КаСкр-1 «Красный инженер». А вслед за ним – и КаСкр-2. Этот автожир понравился руководству страны, и  Камова назначили начальником конструкторской бригады в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).  В бригаде Камова поработали ставшие потом всемирно известными Туполев и Поликарпов. Автожиры Камова использовались в армии, один из них – А-7 даже участвовал в Великой Отечественной войне.

Со временем выяснилось, что у автожиров нет будущего. Чтобы добиться вертикального взлета летательного аппарата нужно конструировать вертолеты. Вот тут-то Николай Ильич и придумал слово, обогатившее русский язык. В нем удачно сплелись два смысла:  «верт» можно трактовать как сокращения и от «вертикально» и от «вертится». Вертолет действительно может летать вертикально и на самом деле вертится.

Под руководством Камова создали шесть винтокрылых машин. А знаменитые на весь мир Ка-50 и Ка-52 конструировали уже после смерти Николая Ильича. Но с использованием его идей.

Социальные сети