10 истин Владимира Вернадского
Владимир Иванович Вернадский

Владимир Иванович Вернадский. 1863 – 1945. Выдающийся ученый. Геолог, геохимик, биолог, кристаллограф, философ... Создатель биогеохимии. Ввел понятие «ноосфера». Академик.

1. Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.

2. Мыслящий и работающий человек есть мера всего. Он есть огромное планетное явление.

3. Вид Homo sapiens – вовсе не вершина эволюции, и человек будущего будет резко отличаться от современного, и «структуры мозга будут изменены по существу».

4. Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности.

5. Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ».

6. Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму, – а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?

7. Научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего.

8. Настоящая душевная жизнь, настоящая идейная сторона жизни состоит именно в использовании лучших сторон и тела, и духа.

9. Сложным и кружным путем развивается научная истина, и далеко не всё научное мировоззрение служит ее выражением.

10. Истина неередко в большем объёме открыта научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли.