«Звездная» фауна

Каждый год биологи открывают от 17 до 24 тысяч новых видов животных. Откуда берутся их названия?

На сегодняшний день специалисты насчитывают уже около 150 миллионов видов животных и растений, и наименование «новичков» становится для ученых все более креативной задачей.

Как правило, новые виды получают название, исходя из географического места их обнаружения, отличительных, присущих только им особенностей или в честь великих мира сего. Увековечивать собственное имя среди биологов обычно считается нескромным, говорит доктор Элинор Мишел из Международной комиссии по зоономенклатуре. А вот случаи, когда то или иное животное называют в честь популярных знаменитостей, в последнее время участились. И это не простое модная тенденция, а хитрый ход со стороны ученых.

Как ни парадоксально, но открытие нового вида динозавров уже никого не удивляет, поэтому в 2001 году ученые из Университета Юты придумали новый пиар-ход, чтобы привлечь внимание прессы к своей находке. Ящера, проживавшего на Мадагаскаре 65-70 миллионов лет назад, назвали в честь музыканта Марка Нопфлера, чья музыка вдохновляла ученых во время экспедиции.  Аргументировали это и их внешним сходством: оба имеют стелющиеся передние зубы направленные не вниз, а вперед. У динозавра они имели различную форму вдоль всей челюсти и служили для того, чтобы разрывать на части крупные куски добычи, а также накалывать рыбу. Масиаказавр Нопфлера (Masiakasaurus knopfleri) был всего 1,5-2 метра в длину, половину из которых составляли его длинные шея и хвост и весил всего 35 кг – почти как немецкая овчарка.  «Мы нашли настоящего рок-динозавра!», ― гласил пресс-релиз.

Сработало безотказно!  И в 2008 году ученые из Университета Аризоны пошли в рекламной компании еще дальше. Они не просто назвали жука вертячка Orectochilus orbisonorum  в честь легенды рок-н-ролла Роя Орбисона, но и устроили по этому поводу концерт в университете. Собралось более 100 фанатов Роя, его вдова, сыновья, авторы песен и продюсеры, снявшие фильм о музыкальной легенде. Семье музыканта подарили на память картину с 9 вертячками, что также было отражено в пресс-релизе и освещено прессой. Так пиар-метод окончательно утвердился в научных кругах.

Менее чем через полгода в Университете Восточной Каролины  назвали паука Myrmekiaphila neilyoungi в  честь легендарного музыканты Нила Янга. Затем в Университете Оберна в штате Алабама назвали паука в честь вокалиста группы U2 Боно. Появились пауки, открытые в честь Анджелины  Джоли, Харрисона Форда, Дэвида Боуи и Барака Обамы.

Бывший президент США Джордж Буш, вице-президент Дик Чейни и министр обороны Дональд Рамсфелд также были увековечены в названиях жуков в 2005 году. Квентин Уилер, один из открывателей этих видов, заявил, что считает себя ученым с консервативными взглядами и хотел выразить свою политическую позицию. По его словам, Джордж Буш позвонил ему и выразил благодарность.

В честь основателя Microsoft Билла Гейтса названа цветочная муха, а Элвис Пресли поделился именем с осой. В честь английского биолога Ричарда Докинза назвали род тропических рыбок. Редкий вид овода Scaptia beyonceae, обнаруженный в Австралии, получил название по имени американской поп-певицы Бейонсе. Как сообщил автор открытия биолог Брайан Лессард, «уникальные золотые волоски на груди овода напоминают мне об этой исполнительнице».

Актер и комик Джон Клиз войдет в истории благодаря лемуру, который был назван в его честь в 2005 году. Лемур Avahi cleesei обитает на Мадагаскаре, а обнаруживший его Урс Талманн  захотел увековечить имя актера в благодарность за его поддержку дела охраны природы во многих фильмах.

Жук Agra katewinsletae назван в честь актрисы, сыгравшей главную роль в фильме «Титаник». Терри Эрвин, энтомолог, обнаруживший этого жука, объясняет, что хотел подчеркнуть этим опасность, которую представляет для  жука утрата лесов. «Героиня Кейт Уинслет выжила в катастрофе, но мы не уверены, что то же случится с этим элегантным лесным насекомым, если все тропические леса превратятся в пастбища», - говорит он.

Имя основателя журнала Playboy появляется в названии болотного кролика Sylvilagus palustris hefneri, обитающего на юго-востоке США. Логотип журнала использует изображение кролика, и Хеффнер жертвовал средства на охрану видов кроликов, находящихся под угрозой вымирания. Вид древесной лягушки, обнаруженной в 2008 году в Эквадоре, получил название Hyloscirtus princecharlesi в честь наследника британского престола принца Чарльза. А карибского рачка-паразита, питающегося кровью рыб, назвали в честь Боба Марли.

И вот уже в этом году оригинальная  и продуктивная пиар-технология дошла и до России. Так появился блистательный Ленин. «Был обнаружен не просто новый вид, а новый род рыбоящера. Ученые, которые его обнаружили – наш доцент Максим Архангельский и профессор Льежского университета Паскаль назвали его в честь Владимира Ильича Ленина. Это не шутка, авторы имеют право назвать открытие, как посчитают нужным. Все правила соблюдены – название составлено на латыни», – пояснил журналистам завкафедрой геоэкологии и инженерной экологии СГТУ Алексей Иванов. Останки животного возрастом около 120 миллионов лет найдены на берегу Волги в районе села Криуши Сенгилеевского района Ульяновской области. Впервые информация о находке ихтиозавра была озвучена в декабре 2012 года, а в марте  появилась в онлайн-версии британского журнала Geological Magazine.

Ленин был шестиметровым рыбоящером, передвигался со скоростью 6-7 км/час, был ныряльщиком и, скорее всего, охотился на большой глубине – до 500 м, имел очень мелкие и слабые зубы, расположенные по всей длине челюсти, поэтому питался некрупной рыбой и головоногими моллюсками.

Как видно из многочисленных историй популяризации открытий – метод весьма действенный и удачный. Но случались и отрицательные последствия. Так, словенский энтомолог-любитель Оскар Шайбель в 1933 году назвал в честь Адольфа Гитлера редкого слепого жука, обитающего в 15 пещерах центральной части Словении. Теперь этот вид представляет не только биологическую, но и историческую ценность. Anophthalmus hitleri активно интересуются музеи, желающие экспонировать все, что связано с нацистской Германией. Из-за коллекционеров жук оказался на грани исчезновения.

адольф гитлер анджелина джоли барак обама билл гейтс боб марли джордж буш дэвид боуи зоономенклатура ленин марк нопфлер нил янг рой орбисон харрисон форд