Исследователи из Европейского космического агентства (ESA) наблюдают туманность Abel 78 («Абель 78») в созвездии Лебедя, в центре которой агонизирует старая звезда, которая уже сбросила свою газовую оболочку, однако на короткое время вернула себе былую яркость. Они увидели ее при помощи рентгеновского телескопа XMM-Newton и обнаружили поразительное сходство с другой планетной туманностью — Abel 30. О красочном событии рассказывает вебсайт ESA.

Несмотря на то, что термоядерная реакция в центре звезды прекратилась, некоторые из внешних ее слоев стали настолько плотными, что горение водорода и гелия в них возобновилось. Подобное «воскресение» звезды является сравнительно редким событием для планетарной туманности. А причудливая форма светящегося материала вокруг звезды в буквальном смысле освещает ее бурное прошлое.

Освобождение из внешней оболочки является типичным этапом в развитии звезды массой в 0,8–8 больше массы Солнца. Исчерпав топливо в своем ядре в течение нескольких миллиардов лет, такие звезды разрушаются, превращаясь в плотные и горячие белые карлики. Выброшенное звездное вещество создает красивые облака, называемые планетарными туманностями. Такое название это не совсем соответствует означаемому: этот термин был введен астрономами XVIII века, которые впервые увидели такие умирающие звезды и приняли их округлую форму за очертания планет.

Вторичная термоядерная реакция в звезде образует новый, гораздо более быстрый ветер, который изгоняет большое количество материала во внешние слои туманности. Взаимодействие между старым и новым потоками формирует сложную структуру облака с так называемыми радиальными нитями, заметными в центре.

Медленный и быстрый звездный ветры нагревают газ в туманности Abel 78 до температуры более миллиона градусов, отчего он ярко светится в рентгеновском спектре. Цветное изображение планетарной туманности составлено из трех рентгеновских снимков, сделанных в 2013 году с использованием специальных фильтров, позволяющих увидеть свечение кислорода и гелия. Фотографии сделаны при помощи телескопа Nordic Optical Telescope на Канарских островах (Испания).

Читайте также на портале Научная Россия об обнаружении звезд первого поколения.