Звезда в туманности Abel 78 ненадолго воскресла перед смертью

Астрономы обнаружили редкое явление — старую звезду в центре планетарной туманности, во внешних слоях которой началась вторичная термоядерная реакция.

Исследователи из Европейского космического агентства (ESA) наблюдают туманность Abel 78 («Абель 78») в созвездии Лебедя, в центре которой агонизирует старая звезда, которая уже сбросила свою газовую оболочку, однако на короткое время вернула себе былую яркость. Они увидели ее при помощи рентгеновского телескопа XMM-Newton и обнаружили поразительное сходство с другой планетной туманностью — Abel 30. О красочном событии рассказывает вебсайт ESA.

Несмотря на то, что термоядерная реакция в центре звезды прекратилась, некоторые из внешних ее слоев стали настолько плотными, что горение водорода и гелия в них возобновилось. Подобное «воскресение» звезды является сравнительно редким событием для планетарной туманности. А причудливая форма светящегося материала вокруг звезды в буквальном смысле освещает ее бурное прошлое.

Освобождение из внешней оболочки является типичным этапом в развитии звезды массой в 0,8–8 больше массы Солнца. Исчерпав топливо в своем ядре в течение нескольких миллиардов лет, такие звезды разрушаются, превращаясь в плотные и горячие белые карлики. Выброшенное звездное вещество создает красивые облака, называемые планетарными туманностями. Такое название это не совсем соответствует означаемому: этот термин был введен астрономами XVIII века, которые впервые увидели такие умирающие звезды и приняли их округлую форму за очертания планет.

Вторичная термоядерная реакция в звезде образует новый, гораздо более быстрый ветер, который изгоняет большое количество материала во внешние слои туманности. Взаимодействие между старым и новым потоками формирует сложную структуру облака с так называемыми радиальными нитями, заметными в центре.

Медленный и быстрый звездный ветры нагревают газ в туманности Abel 78 до температуры более миллиона градусов, отчего он ярко светится в рентгеновском спектре. Цветное изображение планетарной туманности составлено из трех рентгеновских снимков, сделанных в 2013 году с использованием специальных фильтров, позволяющих увидеть свечение кислорода и гелия. Фотографии сделаны при помощи телескопа Nordic Optical Telescope на Канарских островах (Испания).

Читайте также на портале Научная Россия об обнаружении звезд первого поколения.

esa европейское космическое агентство планетарные туманности рентгеновский телескоп туманность abel 78