Более 10 тыс. лет назад началось заселение Арктики. В XX в. для многих Арктика показалась привлекательной благодаря возможности заработать на месторождениях полезных ископаемых. Поэтому сегодня по этническому критерию европеоиды составляют значительную часть населения и лишь около 10% жителей Арктики (почти 4 млн человек) — коренное население. Немногочисленность населения связана, в первую очередь, с суровым климатом Крайнего Севера. Однако влияют и низкие показатели социально-экономического развития: высокая детская смертность, безработица, большое количество суицидов, заболеваемость алкоголизмом и туберкулезом, низкая продолжительность жизни.

Поморы, усть-цилемцы, марковцы, колымчане, гижане — все это потомки русских эмигрантов, представляющие коренное население Крайнего Севера. А в Канаде и Гренландии это в основном инуиты или эскимосы. Самым многочисленным коренным народом европейской части Арктики считаются саамы (лопари). Группа русского старожильческого населения Арктики — поморы. В прибрежных районах также живут якуты, долганы, эвенки, эвены, карелы, ненцы, чукчи, коряки и другие.

Коренные народы Арктики были кочевыми, но им пришлось подстроиться под изменения окружающей среды и общества, поэтому сейчас они ведут оседлый или полукочевой образ жизни. Население занимается животноводством, оленеводством, промысловой охотой, переработкой продукции, собирательством (заготовкой, переработкой, реализацией пищевых ресурсов, сбором лекарственных растений), заготовкой древесины и лесных ресурсов, а также традиционными видами искусства и ремесла.

Якуты называют себя «саха», а по территории расселения их делят на амгинско-ленских, вилюйских, олекминских и северных. Такая классификация связана с реками, возле которых они живут. В источниках русских исследователей XVII в. якутов называли «конными людьми». Традиционно якуты разводят крупный рогатый скот и лошадей. Издавна принято, что за лошадьми ухаживают мужчины, а за коровами — женщины. Для сурового климата Севера были даже выведены особые породы. Они выносливы, неприхотливы, но, например, доятся только летом.

В культуре якутов животным посвящены специальные обряды. Лошади настолько дороги народу, что их хоронили вместе с хозяином. В лунно-солнечном календаре, где год начинался в мае — «месяце удоя коров», также прослеживается связь с хозяйством. У якутов март — это «месяц подкармливания жеребят», июнь — «месяц заголовки сосновой заболони», июль — «месяц сенокоса», август — «месяц стогования сена», а сентябрь — «месяц перекочевки с летников в зимники».

В прошлом якуты жили в сезонных поселениях: зимних и летних. Зимнее жилище называется «балаган», в нем они обитали вместе в одной-трех юртах с сентября по апрель. На бревенчатом каркасе с низкой двускатной крышей стояли наклонные стены, тоже из бревен. Для крепости постройки крышу настилали корой и землей, а стены обмазывали глиной с навозом. В XVIII в. появились срубные юрты с крышей в виде пирамиды, ориентированной с севера на юг. Их строили по определенной схеме: вход с востока, окна с юга и запада. Внутри оборудовали очаг, похожий на чувал (вид камина у народов Сибири. — Примеч. ред.), а во второй половине XVIII в. строили русские избы с печью. Вдоль стен устанавливали дощатые нары. Нары, которые шли от середины южной стены к западному углу, и примыкавшие к ним западные нары образовывали почетный угол. Слева от входа было место мужчин, справа — женщин. Рядом с юртой была коновязь, а вокруг жилища — невысокая насыпь с заборчиком.

Зимнее и летнее жилище якутов

Зимнее и летнее жилище якутов

Источник фото: yakutskhistory.net

С мая по август, в летний сезон, якуты селились у пастбищ. Цилиндроконическое сооружение их жилищ состояло из жердей и крыши из бересты. Помимо жилищ селения состояли из амбаров, погребов для хранения молочной продукции, ледников, мельниц, хлевов, навесов и коптильных землянок.

Питались якуты молоком, кониной, говядиной, рыбой, растениями. В больших чанах из бересты замораживали на зиму сливки, добавляя туда ягоды, коренья и даже кости, собирали луговой и береговой лук, корни сараны, сосновую и лиственничную заболонь, толокнянку, грибы, ягоды и дикий чеснок.

Древние якуты верили, что в Верхнем мире живут боги-покровители: Белый бог-творец Юрюнг Айыы Тойон, заступница людей Иэйхсит, богиня плодородия и чадородия Айыы-сыт, бог лошадей Кюн Джесегей Тойон. По убеждениям якутов, некоторые боги обитали вместе с людьми в Среднем мире: например, богиня земли Аан Алахчин, дух леса Баай Байанай, дух огня Хатан Тэмиэрийэ, для которых нужно было проводить жертвоприношения. А в Нижнем мире жили чудовища.

В 1992 г. активно развиваются ремесла по кустарной обработке дерева, кожи и меха, изготовлению игрушек, плетению из конского волоса, художественной резьбе по дереву и мамонтовой кости.

Ненцы — еще один крупнейший народ Севера. Их письменность была создана в 1932 г. на основе латиницы, а в 1937 г. претерпела изменения, связанные с влиянием русской графики. «Ненэць» означает «человек», а «ненэй ненэць» — «настоящий человек». Это самоназвание ввели в употребление в 1930 г., до этого их называли самоедами и самоедами-юраками, о чем есть упоминания в «Повести временных лет» начала XII в. Сам термин «самоед» трактуют как «земля саамов».

Ненцы делятся не только по названию (хасава, ненэй ненэць, ненец), но и по типу хозяйственно-культурной жизни. У тундровых ненцев оленеводство — главное занятие. Они освоили даже самые северные земли. Лесные ненцы живут в тайге, говорят на особом диалекте и промышляют транспортным оленеводством, охотой, рыболовством. А колвинцы, жители европейского Севера, говорят на ижемском диалекте языка коми и появились благодаря смешенным бракам между ненцами и коми.

Источник: belinkaluga.ru

Источник: belinkaluga.ru

 

Оленеводство как традиционное занятие ненцев отличается тем, что животных пасут круглый год под контролем пастухов и оленегонных собак. Животных запрягают для езды в сани с легкими и грузовыми нартами. Женские нарты имеют спинки с трех сторон, чтобы возить детей, а мужские обустроены только сзади. Упряжь делают из оленьей кожи или морского зайца. Но оленеводство — не единственный вид хозяйственной деятельности ненцев. Народ охотился на песца, росомаху, горностая и лисицу, добывал куропаток, гусей, глухарей, летом ловил рыбу.

Жилище ненцев тоже построено в виде конусообразного сооружения — чума. Зимой чум утепляют шкурой оленя, а летом покрывают берестой. Сейчас чум отапливают с помощью железной печи, но раньше разжигали костер прямо по центру жилища. Над огнем крепили чайник, а вокруг ставили спальные места. Быт составляли также предметы языческого культа, иконы. А когда народ перекочевывал в другое место, чум разбирали и складывали на сани.

Чум — жилище ненцев

Чум — жилище ненцев

Источник: edu.severodvinsk.ru

Согласно анимистическим представлениям ненцев, миром управлял демиург Нум, а его жена Я-небя рождала все живое, была хранительницей семьи и очага. Ненцы верили, что в каждом озере и урочище есть духи, поэтому жители приносили им жертвы, оставляли дары, ставили идолы.

Другой коренной народ Арктики — эвенки. Они называют себя «орочон» («олень»), «илэ» («человек»), «мата» и «клэн». Территориально их делят на илимпийскую, амурскую, охотскую, подкаменнотунгусскую группы. Письменность, как и у ненцев, сформировалась на основе латиницы и кириллицы.

По отраслям хозяйства, типу жилищ они очень похожи с другими народами. Для охоты использовали ружья, копья, петли, черканы, самострелы, скрад, гон на лыжах-голицах, сети, изгороди, загоны, а также собак и оленей. Олени для эвенков были только видом транспорта, забить домашнее животное они могли лишь в случае угрозы голода.

Эвенки верили, что Полярная звезда указывает вход в Верхний мир, пещеры и водовороты — в Нижний, а Млечный путь — это след от лыжи охотника. Согласно их религии, божество Солнца накапливает тепло и свет и от него зависит смена времен года. На основе этого появился миф о космической охоте, по которому лосиха Бугады из небесной тайги каждый вечер уносит Солнце на рогах, а охотник Манги убивает ее и возвращает Солнце на небо. Космическое действо повторяется каждый день, потому что живым остается лосенок, превращается в лосиху и снова уносит светило.

Еще один народ Арктики — ханты, сами себя они иногда называют «казым ех», «сыня ях» («народ», «люди», «люди Сыни»). Создать письменность пытались в XIX в. на хантыйском языке. Сегодня она существует на пяти диалектах: казымском, ваховском, сургутском, обдорском и шурышкарском.

В названиях месяцев, как и у якутов, отразилась смена занятий в зависимости от сезона. Это месяцы большого и малого наста, падающих листьев, заморозков, прилета орлов, ворон, по беличьему следу и др. Оленеводство ханты заимствовали у ненцев во втором тысячелетии нашей эры. Кроме того, они разводили свиней, домашнюю птицу, коз, овец и даже выращивали овощи.

Эвены, или ламуты («море»), занимались кузнечеством, плетением ремней, арканов, выделкой шкур, изготовлением ружей, металл для которых выменивали у якутов и русских. Их жилище было двух типов: дю и чорама-дю. Первый накрывали шкурами, рыбьей кожей, берестой, а второй был цилиндроконической формы, где к жердям крепился котел над очагом. В XVIII в. оседлые эвены жили в землянках, где входом было дымовое отверстие.

В последние годы ведется деятельность по поддержке коренных народов Арктики. На мировом уровне признаются их права, пересматриваются международные нормы. Новые законы и проекты направлены на сохранение традиций, культуры, истории и языка коренного населения, а также на их социальное и экономическое развитие.

Фото на главной странице: yakutia.mk.ru

Фото на странице: xn--j1aon9a.xn--p1ai