Учёные сравнили необычный материал с осьминогом

Дицианоаурат цинка имеет отрицательный коэффициент линейного сжатия за счёт структуры, похожей по принципу работы на щупальца осьминога

Исследователи из Оксфорда выяснили, что по атомной структуре один материал на основе цинка очень похож на щупальца осьминога. Статья учёных опубликована в журнале Nature Materials.

Это дицианоаурат цинка, обладающий необычными термическими свойствами. Оказалось, что ячеистая структура материала придаёт ему значительный отрицательный коэффициент линейного сжатия. Это значит, что при давлении на материал он не сжимается, а расширяется.

«Когда осьминог хочет сжать конечность, он выбрасывает жидкость в центр спиралевидной полости внутри щупальца. Это создаёт эквивалент отрицательного давления на щупальцу, из-за чего она в сечении расширяется и, благодаря мышцам, сокращается в длине», – объяснил сравнение с животным химик Эндрю Гудвин (Andrew Goodwin).

Материалы с отрицательным коэффициентом линейного сжатия могут, таким образом, быть использованы при создании искусственных мышц и новых типов сенсоров. Но самое простое применение, которое можно придумать дицианоаурату цинка, – добавлять его в цемент. В то время как под действием воды другие его компоненты будут расширяться, дицианоаурат будет сжиматься и препятствовать разрушению построек.

Источник: www.ox.ac.uk