Официально:

Жорж Леопольд Кювье. 23 августа 1769 – 13 мая 1832. Французский естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем сравнительной анатомии и палеонтологии.

1. Жорж Леопольд Кювье родился в городе Монбельяр, который назывался тогда Мемпельгард и принадлежал к герцогству Вюртемберг, в протестантской семье, жившей там со времен Реформации. Его отец – некогда лейтенант швейцарских гвардейцев, потом почтенный буржуа, был намного старше матери.

3. Упорные труды и нужные знакомства привели Кювье в Париж, где он быстро выдвинулся и занял кафедры в Сорбонне и Коллеж де Франс.

4. Лично сам Наполеон нежно относился к Кювье, осыпал его орденами и просил европейских государей присылать ему кости доисторических чудовищ.

5. Кювье послужил и в Государственном совете, где надзирал над богословскими факультетами, был избран в члены Французской академии, награжден орденом Почетного легиона, а незадолго до кончины сделался пэром Франции.

6. Все эти успехи, а также место в истории рядом с самыми выдающимися учеными, как это ни удивительно, обеспечили Кювье его… ошибки и заблуждения. До последнего дня своей жизни Жорж Кювье был уверен в неизменяемости видов и ошибочности теории эволюции.

7. На простой вопрос о том, куда исчезли животные, которых теперь находят в виде ископаемых остатков, и откуда возникли новые виды живых тварей, Кювье ответил своей знаменитой «теорией катастроф». Согласно этой гипотезе каждый геологический период имел свою фауну и флору и заканчивался громадным переворотом или катастрофой. Все живое на земле гибло, а потом возникал новый мир живой природы – Бог сотворял.

8. Но вот парадокс: имея в корне неверные взгляды на происхождение видов, Кювье старательно сделал все для развития эволюционного учения. Ведь именно он вывел закон соотношения органов, в соответствии с которым изменение в одном из них непременно сопровождается рядом изменений в других.

9. Кювье улучшил классификацию животного царства и реставрировал  примерно сто пятьдесят видов  ископаемых зверей. «Дайте мне одну кость, и я восстановлю животное», – эта фразу Кювье знают нынче даже люди, далекие от биологических наук.

10. Новые пути исследования, которые он проложил, фактический материал, который Кювье собрал, палеонтология и сравнительная анатомия, которые он основал,  – все это подготовило почву для торжества эволюционной теории. Об этом замечательно сказал русский геолог и палеонтолог, академик Алексей Алексеевич Борисяк: «…современная наука и сама эволюционная теория опирается на работы Кювье, а не на эволюционистов-натурфилософов его времени... Кювье подготовил результаты, которых он не предвидел... он вел туда, куда сам не хотел идти». Но у науки своя логика, добавим мы.

11. Счастья в личной жизни судьба ему не отпустила. Кювье женился на вдове генерала, погибшего на гильотине, и пережил всех своих четверых детей.

12. Парижский салон Кювье, где собирались научные знаменитости, посещал в свое время принц Павел из Вюртембергского дома. Он брал с собой детей, и общение с яркими звездами науки и искусства сыграло  решающую роль в формировании личности принцессы Фредерики Шарлотты, будущей русской великой княгини Елены Павловны. Переехав в Россию, она, по примеру своего наставника, открыла свой салон в Михайловском дворце Санкт-Петербурга.

13. Однажды над Жоржем Кювье решили подшутить. Ночью к нему в окно просунулась голова с рогами и грозно прорычала:  «Сейчас я тебя съем!» «Нет, не съешь, – спокойно ответил проснувшийся ученый и убедительно мотивировал свою уверенность. – У тебя рога, значит, ты травоядное!».

14. В честь Кювье получил свое имя остров Кювье в Новой Зеландии, сорт роз, миниатюрный крокодил – кайман Кювье и еще кое-какие живые существа. И не только живые: кювьерониус (лат. Cuvieronius) – вымерший представитель хоботных из семейства гомфотериевых. Этот зверь высотой под три метра, напоминающий слона, обитал в Южной Америке.

15. Брат Жоржа Леопольда Фредерик был зоологом и в его честь тоже называли животных, к примеру газель Кювье, скачущую по песчаным холмам Северной Африки.